За последнее десятилетие экономика потребления изменилась — зачастую люди не приобретают товар, а берут его в аренду или находят бесплатный аналог. Но эта тенденция пока недостаточно развита, чтобы искоренить привычку покупать больше, чем необходимо. Тонны еды, одежды и техники ежедневно оказываются на свалке, не принеся пользы своим обладателям. Plus-one.ru разбирался, какие новые модели потребления распространены в современном обществе и как сделать шопинг этичным.
Отличительная черта современной экономики — многие вещи можно получить безвозмездно: вы пользуетесь ограниченным функционалом и платите, если вам нужна расширенная версия товара или услуги. Примеры — онлайн-фото- и видеоредакторы, контент, созданный блогерами и СМИ, YouTube, всевозможные мессенджеры.
Еще одна современная особенность — экономика совместного потребления (sharing economy). Это понятие произошло от английского слова share — «делиться». Основная идея — плата за временный доступ к продукту, а не за владение им. Например, если вы катаетесь на лыжах только во время отпуска, выгоднее взять костюм и снаряжение в аренду. А вместо того, чтобы арендовать целый офис, можно забронировать рабочее место в коворкинге. Благодаря этому типу потребления товары не простаивают, сокращаются расход ресурсов и количество отходов. Рынок шеринговой экономики активно развивается во всем мире и, по оценкам экспертов, продолжит расти со скоростью 10–30% в год.
Кроме того, активно развиваются онлайн-площадки, которые напрямую сводят продавца и покупателя: «Авито», «Юла», «Профи» и другие. Так, по итогам 2022 финансового года (закончился 31 марта) выручка «Авито» составила 48 млрд рублей. Это на 55% больше, чем в 2021-м.
Общество массового потребления ставит перед производителями задачу перестройки бизнеса. И многие компании уже начали адаптироваться к новой реальности: например, германский производитель автомобилей Volkswagen AG запустил сервис каршеринга собственных электрокаров. А Tesla планирует обеспечить возможность сдавать свои машины в краткосрочную аренду или использовать их вместе с друзьями, коллегами, членами семьи. При этом программа будет предоставлять доступ к электрокару только конкретным людям и в заданный период времени. В компании подсчитали, что такой мини-бизнес может принести владельцу Tesla около $30 тыс. в год, а «полезность» автомобилей вырастет в пять раз.
Еще один тренд экономики совместного потребления — субаренда коммерческих помещений. Владельцы делят их на блоки и сдают стартапам, индивидуальным предпринимателям и другим организациям. Зачастую такие помещения объединяют бизнесы с общей целевой аудиторией. Например, кофейню и пекарню или нескольких дизайнеров одежды и аксессуаров.
Активно развивается и концепция коливингов. Пространством для них могут быть как бывшие хостелы и гостевые дома, так и целые поселения. Коливинги объединяют единомышленников — молодых специалистов, музыкантов, художников, разработчиков. Люди живут и работают вместе, арендуя одно помещение на всех. А еще — обмениваются опытом и идеями.
Изменился и подход к продвижению бизнеса: компании ушли в соцсети, где, по данным исследовательской группы «Циркон», россияне проводят более четырех часов в день, а молодое поколение — до пяти часов. Кроме того, в онлайн-пространстве проще отслеживать результаты маркетинговых кампаний и корректировать их в случае необходимости.
Директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова отмечает, что во время экономического кризиса потребители меняют критерии выбора товаров и услуг. Приоритетом становится не качество, а цена. Кроме того, люди стараются совершать покупки не спонтанно или под воздействием рекламы, а по необходимости.
Чтобы низкий уровень жизни населения не влиял на объем продаж, магазины чаще устраивают распродажи, разрабатывают акционные предложения, делают скидки. Привычка искать «желтые» и «социальные» ценники не исчезает и после стабилизации экономики. По данным исследования профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Игоря Качалова, до кризиса 2014 года число «охотников за скидками» варьировалось в пределах 30–35%. После 2014 года таких людей стало вдвое больше: 60–70%, а в некоторых категориях продукции и услуг — до 90%.
В условиях кризиса бизнесу выгоднее потратить больше денег на рекламу, чем на повышение качества и продление срока жизни продукции. Получить приятные впечатления от шопинга и вскоре вернуться за новыми покупками — вот образ «идеального» потребителя, на который делают ставку участники рынка «быстрой» моды. Таким образом, тонны невостребованных товаров превращаются в отходы, а люди продолжают приобретать новые ненужные вещи.
Поведение покупателей тоже провоцирует перепотребление. Возникшая в кризисные времена любовь к скидкам осталась и, можно предположить, увеличилась в масштабе: исследователи BNPL-сервиса «Долями» выяснили, что в 2022 году более половины жителей страны начали приобретать более бюджетные товары и услуги. Но теперь людям нужны еще и эмоции, новые впечатления, чтобы скрасить нелегкие времена. Поэтому производители регулярно обновляют дизайн упаковок, расширяют ассортимент продукции, придумывают новые форматы контента.
Этичное (ответственное потребление) становится все более популярным, и это неудивительно, ведь игнорировать приближение экологической катастрофы просто невозможно. Тают ледники, увеличивается площадь пустынь, сокращается биоразнообразие, повышается глобальная температура воздуха. Климатологи прогнозируют, что 2023 год окажется одним из самых жарких в истории и, если не принять меры, к началу следующего столетия изменения климата станут необратимыми, что поставит под угрозу существование жизни на планете.
Чтобы поучаствовать в спасении Земли, совсем не обязательно вести аскетичный образ жизни. Достаточно делать покупки с минимальным ущербом для окружающей среды:
Составляйте списки нужных вещей — одежды, продуктов, подарков. Это поможет избежать импульсивных покупок и меньше выбрасывать.
Арендуйте и меняйте вещи, а не покупайте.
Используйте многоразовые альтернативы везде, где это возможно. Например, полиэтиленовые пакеты заменят тканевая сумка-шопер и многоразовые мешочки для весовых продуктов.
Сортируйте и сдавайте отходы.
Покупайте вещи на гаражных распродажах и в секондах, а также у благотворительных проектов и социальных предпринимателей.
Этичное потребление снижает воздействие человека на окружающую среду, но не сводит его к нулю. Чтобы компенсировать свой углеродный след, можно выделить время на помощь природе: участвовать в субботниках, сажать деревья, присоединиться к волонтерским организациям.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева