Как меняется экономика массового потребления

За последнее десятилетие экономика потребления изменилась — зачастую люди не приобретают товар, а берут его в аренду или находят бесплатный аналог. Но эта тенденция пока недостаточно развита, чтобы искоренить привычку покупать больше, чем необходимо. Тонны еды, одежды и техники ежедневно оказываются на свалке, не принеся пользы своим обладателям. Plus-one.ru разбирался, какие новые модели потребления распространены в современном обществе и как сделать шопинг этичным.

Коворкинги и коливинги — одни из примеров экономики совместного потребления, которая предполагает временный доступ к товару или услуге, а не владение ими

Отличие современной экономики от экономики прошлых лет

Отличительная черта современной экономики — многие вещи можно получить безвозмездно: вы пользуетесь ограниченным функционалом и платите, если вам нужна расширенная версия товара или услуги. Примеры — онлайн-фото- и видеоредакторы, контент, созданный блогерами и СМИ, YouTube, всевозможные мессенджеры.

Еще одна современная особенность — экономика совместного потребления (sharing economy). Это понятие произошло от английского слова share — «делиться». Основная идея — плата за временный доступ к продукту, а не за владение им. Например, если вы катаетесь на лыжах только во время отпуска, выгоднее взять костюм и снаряжение в аренду. А вместо того, чтобы арендовать целый офис, можно забронировать рабочее место в коворкинге. Благодаря этому типу потребления товары не простаивают, сокращаются расход ресурсов и количество отходов. Рынок шеринговой экономики активно развивается во всем мире и, по оценкам экспертов, продолжит расти со скоростью 10–30% в год.

Кроме того, активно развиваются онлайн-площадки, которые напрямую сводят продавца и покупателя: «Авито», «Юла», «Профи» и другие. Так, по итогам 2022 финансового года (закончился 31 марта) выручка «Авито» составила 48 млрд рублей. Это на 55% больше, чем в 2021-м.

Адаптируясь к новым временам, компания Tesla планирует обеспечить владельцам возможность сдавать электрокар в краткосрочную аренду

Как бизнес выживает в новой реальности

Общество массового потребления ставит перед производителями задачу перестройки бизнеса. И многие компании уже начали адаптироваться к новой реальности: например, германский производитель автомобилей Volkswagen AG запустил сервис каршеринга собственных электрокаров. А Tesla планирует обеспечить возможность сдавать свои машины в краткосрочную аренду или использовать их вместе с друзьями, коллегами, членами семьи. При этом программа будет предоставлять доступ к электрокару только конкретным людям и в заданный период времени. В компании подсчитали, что такой мини-бизнес может принести владельцу Tesla около $30 тыс. в год, а «полезность» автомобилей вырастет в пять раз.

Еще один тренд экономики совместного потребления — субаренда коммерческих помещений. Владельцы делят их на блоки и сдают стартапам, индивидуальным предпринимателям и другим организациям. Зачастую такие помещения объединяют бизнесы с общей целевой аудиторией. Например, кофейню и пекарню или нескольких дизайнеров одежды и аксессуаров.

Активно развивается и концепция коливингов. Пространством для них могут быть как бывшие хостелы и гостевые дома, так и целые поселения. Коливинги объединяют единомышленников — молодых специалистов, музыкантов, художников, разработчиков. Люди живут и работают вместе, арендуя одно помещение на всех. А еще — обмениваются опытом и идеями.

Изменился и подход к продвижению бизнеса: компании ушли в соцсети, где, по данным исследовательской группы «Циркон», россияне проводят более четырех часов в день, а молодое поколение — до пяти часов. Кроме того, в онлайн-пространстве проще отслеживать результаты маркетинговых кампаний и корректировать их в случае необходимости.

Парадокс: в период кризиса люди начинают покупать больше из-за повсеместных распродаж и желания скрасить свою жизнь

Как экономические кризисы повлияли на поведение потребителей

Директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова отмечает, что во время экономического кризиса потребители меняют критерии выбора товаров и услуг. Приоритетом становится не качество, а цена. Кроме того, люди стараются совершать покупки не спонтанно или под воздействием рекламы, а по необходимости.

Чтобы низкий уровень жизни населения не влиял на объем продаж, магазины чаще устраивают распродажи, разрабатывают акционные предложения, делают скидки. Привычка искать «желтые» и «социальные» ценники не исчезает и после стабилизации экономики. По данным исследования профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Игоря Качалова, до кризиса 2014 года число «охотников за скидками» варьировалось в пределах 30–35%. После 2014 года таких людей стало вдвое больше: 60–70%, а в некоторых категориях продукции и услуг — до 90%.

Перепотребление и низкие зарплаты

В условиях кризиса бизнесу выгоднее потратить больше денег на рекламу, чем на повышение качества и продление срока жизни продукции. Получить приятные впечатления от шопинга и вскоре вернуться за новыми покупками — вот образ «идеального» потребителя, на который делают ставку участники рынка «быстрой» моды. Таким образом, тонны невостребованных товаров превращаются в отходы, а люди продолжают приобретать новые ненужные вещи.

Поведение покупателей тоже провоцирует перепотребление. Возникшая в кризисные времена любовь к скидкам осталась и, можно предположить, увеличилась в масштабе: исследователи BNPL-сервиса «Долями» выяснили, что в 2022 году более половины жителей страны начали приобретать более бюджетные товары и услуги. Но теперь людям нужны еще и эмоции, новые впечатления, чтобы скрасить нелегкие времена. Поэтому производители регулярно обновляют дизайн упаковок, расширяют ассортимент продукции, придумывают новые форматы контента.

Может ли потребление быть этичным

Этичное (ответственное потребление) становится все более популярным, и это неудивительно, ведь игнорировать приближение экологической катастрофы просто невозможно. Тают ледники, увеличивается площадь пустынь, сокращается биоразнообразие, повышается глобальная температура воздуха. Климатологи прогнозируют, что 2023 год окажется одним из самых жарких в истории и, если не принять меры, к началу следующего столетия изменения климата станут необратимыми, что поставит под угрозу существование жизни на планете.

Чтобы поучаствовать в спасении Земли, совсем не обязательно вести аскетичный образ жизни. Достаточно делать покупки с минимальным ущербом для окружающей среды:

Составляйте списки нужных вещей — одежды, продуктов, подарков. Это поможет избежать импульсивных покупок и меньше выбрасывать.

Арендуйте и меняйте вещи, а не покупайте.

Используйте многоразовые альтернативы везде, где это возможно. Например, полиэтиленовые пакеты заменят тканевая сумка-шопер и многоразовые мешочки для весовых продуктов.

Сортируйте и сдавайте отходы.

Покупайте вещи на гаражных распродажах и в секондах, а также у благотворительных проектов и социальных предпринимателей.

Этичное потребление снижает воздействие человека на окружающую среду, но не сводит его к нулю. Чтобы компенсировать свой углеродный след, можно выделить время на помощь природе: участвовать в субботниках, сажать деревья, присоединиться к волонтерским организациям.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева