Социальное проектирование называют одним из самых эффективных инструментов развития общества. Неравнодушие к проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются люди, меняет жизнь к лучшему и формирует новую систему ценностей. Plus-one.ru — о том, какие проекты относятся к социальным, кто вправе их создавать и как не упустить ни одной важной детали при их разработке.
Социальный проект — это работа, направленная на решение проблем общества: социально-экономических, экологических и других. Его может начать один человек, но для достижения глобальных целей нужно привлечь единомышленников: партнеров, наставников, волонтеров.
Социально значимые проекты должны соответствовать следующим критериям:
Решать важные проблемы, например, связанные с загрязнением окружающей среды, безработицей, бедностью.
Должны быть ясны сроки начала и окончания проекта, а также территория, где он осуществляется.
Нужна четкая цель. Изменения, которых удастся достичь, не должны быть краткосрочными.
Нужно определить, какие ресурсы и в каком количестве потребуются для реализации проекта.
Необходим план действий, приводящих к конкретному результату.
Необходимо привлечь участников и партнеров. Социальная работа, выполненная одним человеком, не считается проектом.
Финансирование должно быть целевым. Деньги выделяются на конкретные мероприятия, а не на абстрактное «достижение цели».
Социально значимые проекты бывают инновационными и поддерживающими. Инновационные связаны с внедрением новых научно-технических разработок и методов решения общественных задач. Поддерживающие направлены на деятельность в рамках уже существующего тренда. Например, очищение побережья от мусора группой волонтеров будет поддерживающим проектом, а создание робота-дворника — инновационным.
По типу финансирования социальные проекты делятся на:
Инвестиционные. В роли инвесторов могут выступить не только частные лица, но и органы местного самоуправления.
Кредитные. Такой способ можно выбрать только при гарантии возврата средств кредитному учреждению.
Бюджетные. Большинство социальных инициатив не только не приносят доход, но и убыточны финансово. Но они окупают себя решением важных социальных задач, поэтому часто реализуются на деньги, выделенные из бюджета государства.
Благотворительные и спонсорские. Благотворители помогают нуждающимся, не получая выгоду, а спонсоры — для рекламы своего бизнеса.
Также социальное проектирование развивают в сферах образования, экологии, занятости населения, инноваций, приносящих пользу обществу, поддержки социально незащищенных категорий граждан, развития потенциала некоммерческих организаций.
Социальный проект создается поэтапно — от изучения проблемы к поиску ресурсов на ее решение.
Определите целевую группу — людей, жизнь которых реализация социального проекта сделает лучше. Узнайте, с какими проблемами они сталкиваются. Можно провести опрос или воспользоваться официальной статистикой. Цифры и факты позволят понять, в каком направлении двигаться, на что в первую очередь обратить внимание. Также необходимо решить, где вы будете работать: район, город, область.
Сравните настоящее и возможное будущее. То, как «есть сейчас», — это негативное состояние, которое ухудшает качество жизни целевой группы. То, как «должно быть», — новая позитивная реальность, которая и станет целью.
При формулировке цели рекомендуется использовать метод S.M.A.R.T. Чтобы понять, эффективна ли поставленная цель, оцените ее по пяти критериям:
Specific — конкретность. Цель должна быть ясной и иметь отношение к потребностям общества.
Measurable — измеримость. Решите, достижение какого результата подтвердит, что цель достигнута. Желаемый итог нужно выразить в числах или процентах. Пример: сократить количество бездомных людей на 30%.
Achievable — достижимость. Чтобы оценить реализуемость цели, нужно учесть количество ресурсов, продумать план действий и предусмотреть возможные препятствия. Если вы увидите, что она вам явно не по плечу, лучше от нее отказаться. В то же время слишком легко достижимая цель не обеспечит достаточной мотивации.
Relevant — согласованность. Цель не должна противоречить миссии компании и, если вы сами инициируете проект, вашей системе ценностей и приоритетов. Убедитесь, что она не мешает решению других, не менее важных задач.
Time bound — определенность по срокам. Рекомендуется не только определиться с датой окончания работы над проектом, но и установить промежуточные сроки. Это позволит понять, успеете ли вы вовремя достичь желаемого результата.
Определите задачи — шаги на пути к достижению главной цели. Четко сформулируйте их — не общими фразами, а с указанием конкретных действий, реалий и дат: что, где, когда. Пример: организовать благотворительную ярмарку в таких-то числах в таком-то месте. Тут же определяете, что для этого нужно: найти спонсоров, арендовать помещение, заключить договоры с участниками ярмарки и так далее. При формулировке задач избегайте слов, демонстрирующих неопределенность, например, «улучшить», «поддерживать», «координировать».
Для реализации запланированных мероприятий нужны ресурсы:
Материальные. Так, если целью является уборка мусора, надо запастись перчатками, граблями, мешками.
Административные — получение необходимых разрешений у администрации города, региона, учреждения.
Информационные — распространение информации о мероприятиях для привлечения участников и партнеров.
Финансовые. Можно вложить собственные средства или получить поддержку от спонсоров и благотворителей.
Трудовые (человеческие) — волонтеры, эксперты, руководители.
Временные. Убедитесь, что у членов вашей команды есть время на решение поставленных задач.
Люди являются основными ресурсами социального проекта. Важно собрать команду с опытом участия в аналогичных инициативах. Если его нет, нужно выделить больше времени на обучение команды.
Чтобы узнать, сколько денег потребуется, надо составить бюджет. Перечислите в нем все статьи расходов и подумайте, насколько они необходимы.
Источником вдохновения на разработку собственного социального проекта могут стать уже реализованные инициативы:
«Путь к вершинам». Скальный лагерь для детей с физическими ограничениями. Под руководством профессиональных инструкторов дети с особенностями здоровья занимаются скалолазанием, плавают с дельфинами, катаются на джипах и катерах.
«Не бывает чужих матерей». Помощь матерям, которые потеряли сыновей, исполнявших воинский долг в Чечне, Афганистане и Сирии.
«Футбол для дружбы». Проект направлен на развитие детского футбола, продвижение активного образа жизни и общечеловеческих ценностей. Дети из 211 стран и регионов встречаются на футбольном поле, общаются со знаменитыми спортсменами и своими сверстниками.
Создание социального проекта, как уже было сказано, доступно не только организациям, но и группам людей, неравнодушным к проблемам социума. Примеры успешно реализованных инициатив:
«Сказочная процедурная». Нахождение в лечебном заведении — стресс для детей. Поэтому волонтеры решили обустроить в детском отделении одной из больниц Архангельской области игровую комнату. Там можно отвлечься от процедур и заняться творчеством: волонтеры проводят для юных пациентов развивающие занятия.
«Вещеворот — круговорот вещей в Новотроицке». Чтобы помочь нуждающимся, инициативная группа организовала пункты сбора ненужных вещей. Каждый житель города мог бесплатно получить одежду и предметы первой необходимости. Основными группами благополучателей стали многодетные семьи, пенсионеры и люди с низким уровнем дохода.
«Сдай батарейку — получи конфетку». Авторы проекта организовали несколько временных пунктов приема использованных батареек и люминесцентных ламп, а затем передали их компаниям, занимающимся утилизацией. Чтобы акция стала запоминающейся, в обмен на сданные батарейки вручался символический подарок — конфетка. Также волонтеры проводили мероприятия, на которых рассказывали о вреде попадания опасных отходов в природную среду.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева