Как россиянка выиграла суд у британской разведки и вернулась на родину спасать деревни

Екатерину Затуливетер обвиняли в шпионаже в пользу России, однако ей удалось отстоять свое честное имя, выиграв суд у британской разведки МИ-5. Это первый такой случай за всю историю Соединенного Королевства. Сегодня Екатерина возглавляет компанию «Альтуризм», чья главная цель — развитие российской деревни. Компания организует путешествия, в которых туристы разбивают парки, строят заборы, ликвидируют свалки и другими способами помогают возрождать села и малые города. В жизни Екатерины менялось многое, но девиз остался неизменен: «Возможное пусть сделают другие — я буду делать невозможное».

Миссия невыполнима

Екатерина признается — она всегда была чересчур инициативной, если не сказать выскочкой. В школе одноклассники сначала вроде поддерживали, а как доходило до дела — отдувалась она одна. Сегодня вокруг Екатерины тщательно подобранная команда единомышленников, но начинать свое дело пять с небольшим лет назад все равно пришлось самой. А до этого бороться в британском суде с одной из самых могущественных разведок мира. А еще раньше, в начале 1990-х, — стать беженкой во время этнического конфликта в Кабардино-Балкарии.

Тогда те, кто еще вчера считались друзьями, перестали общаться с семьей семилетней русской девочки из-за ее национальности. В одну ночь родители Кати собрали все, что смогли, и бежали в Ставропольский край.

Почему так случилось, в чем причины конфликтов, есть ли способы их решения? Чтобы разобраться в этих вопросах, Екатерина пошла учиться на факультет международных отношений СПбГУ, а затем в Брэдфордский университет в Англии.

Екатерина получила степень магистра и перебралась в Лондон. Там она устроилась помощником депутата Палаты общин, либерал-демократа Майка Хэнкока, который занимался вопросами национальной безопасности и обороны. Определенный круг знакомств и российский паспорт вызвали интерес у национальной службы безопасности. Катю обвинили в шпионаже в пользу России и решили депортировать. Но она отказалась покидать страну и подала на МИ-5 в суд, не особенно надеясь на победу: прецедентов в истории еще не было. Однако спустя год Екатерина Затуливетер выиграла дело и вернулась из Великобритании на родину. Тогда-то она и поняла, что «точно может все».

27 сентября 2014 года — эту дату Затуливетер называет без запинки. Именно тогда она посмотрела конференцию ООН о социальном предпринимательстве и поняла — это ее. Первая идея, которую Екатерина на следующий же день обсудила с другом, сводилась к тому, что люди готовы заплатить за то, чтобы на пару недель забыть о привычной жизни и полететь, например, в Танзанию помогать местным деревням. С обвалом рубля в декабре 2014-го Екатерине стало очевидно — это не сработает: «Пришлось бы не просто уговаривать людей поехать в Танзанию ремонтировать мостик в деревне, но и делать это за очень большие деньги».

На деревню с девушкой

После несостоявшейся помощи деревням в бедных странах, Катя задумалась над следующей идеей — поработать-таки в деревне, только не африканской — в российской. «Я подумала: „Что может быть ужаснее, чем эта затея?“ Ведь я терпеть не могу ездить в деревню — там сразу впадаешь в депрессию, потому что все плохо, а ты ничего не можешь сделать!»

Но уже в феврале 2015-го она побывала в «разведэкспедиции» в городе Тутаеве Ярославской области, а еще через два месяца, здесь же, группа из 12 человек, оплатившая необычный тур Катиной компании «Альтуризм», самозабвенно расчищала от мусора территорию перед поликлиникой. Подтянулись и десятки местных, обескураженных тем, что кто-то заплатил за поездку, чтобы им помочь.

Потом была Карелия, где «приезжие» и местные активисты общими усилиями строили причал. Белоруссия, где открыли парк арт-скамеек, сделанных по эскизам студентов Британской высшей школы дизайна. И закрутилось.

1 / 0

Но скамейки, мостики, причалы — всего лишь инструменты для достижения цели: изменить сознание людей на малых территориях с иждивенческого на активное.

Например, в Тутаеве, с которого все началось, местные активисты после работы с «альтуристами» настолько вошли во вкус, что не могут остановиться — сами расчистили захламленные территории, разбили парк, поставили скамейки, восстановили и покрасили десятки заборов.

Именно поэтому совместная работа «альтуристов» и активистов малых городов — условие обязательное. В противном случае «наскоки извне» только ухудшат ситуацию. «Местные увидят, что приехала какая-то крупная компания в своих футболочках и что-то для них сделала, и будут ждать, когда приедет кто-то еще и сделает для них что-то еще», — настаивает Катя.

Впрочем, корпоративный тимбилдинг «Альтуризм» тоже организует — нужно лишь пройти обязательную проверку: «Мы готовы, только если компания покроет 50% расходов на каждого сотрудника. А другую половину покроет сам сотрудник: для нас это показатель, что приедут только те, для кого это важно».

Первые на деревне

Клиенты у Екатерины в основном из Москвы, а последнее время и из Питера. В регионах тоже есть те, кто в состоянии заплатить за поездку 20 тыс. руб., но их, говорит Затуливетер, трудно заманить: «Мы пытались. Предлагали скидку в 50%, если деревня в той же области, откуда туристы, но вовлечь никого не удалось. Жителям малых городов непонятно, почему нужно ехать и помогать кому-то в село, когда на соседней улице царит такая же разруха».

Чаще всего «альтуристами» становятся женщины от 35-ти до 50-ти. В последнее время стала появляться молодежь от 22-х до 25 лет, что Екатерину и радует, и изумляет одновременно.

В деревни приезжали и иностранные группы «альтуристов», но оказалось, что местным важно, чтобы к ним приезжали «свои же»: все равно, живут они в России или в эмиграции. Например, в числе постоянных клиентов компании — семья, члены которой живут в разных странах мира. Раз в год они встречаются именно в путешествиях от «Альтуризма».

По наблюдениям Екатерины, в первый раз в деревню едут по разным причинам. Одни — за воспоминаниями детства. Другие — чтобы показать детям деревню. Третьи — подышать свежим воздухом. 62% клиентов возвращаются ради людей, которых они встретили в первой поездке. Тех, с кем они на одной волне. «Некоторые наши клиенты в результате поездок полностью сменили круг общения», — рассказывает Екатерина.

Кто обращается за поддержкой

Среди местных жителей тех, что отправляют запрос на перемены в родном селе или деревне, женщин и мужчин поровну. Об «Альтуризме» люди узнают из соцсетей и по сарафанному радио. Так что в приглашениях с мест недостатка нет — их приходит до пяти в неделю, иногда и больше. Некоторые пишут: «Мы зовем вас починить нам мост или поставить лавочку — другим-то сделали!» Такие запросы в работу не берут.

Из всех запросов «Альтуризм» пока работает с 2%. Занимаются этим 19 членов команды «Альтуризма» в четырех регионах России — Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске и Абакане. Были попытки создать команды в Тюмени, Перми и Калининграде, но не вышло: не все, по признанию Екатерины, выдерживают «горизонтальное управление». А насаждать проекты сверху, не зная специфики территорий (например, угадывать из Москвы, что нужно деревне в Бурятии), — значит вредить делу.

Узнать в себе соцпредпринимателя

Так уж сложилось, что «социальное предпринимательство» в стране — синоним бесперспективности и убытка. Екатерина Затуливетер обеспокоена этим. Несмотря на то, что ее компания «Альтуризм» получает максимум по 150 тыс. руб. прибыли за путешествие, она зарабатывает на двух других направлениях своей деятельности (одно из них — преподавание), и точно знает: «В России успешного социального бизнеса предостаточно!»

Как-то Затуливетер читала курс лекций для магистрантов в РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Один из слушателей, например, внедрял разработку, позволяющую тестировать косметику, не используя животных. Но даже не думал, что его бизнес «социальный». И как многие другие, упускал возможности, например, получение бесплатного образования за границей. Такая программа обычному бизнесмену обошлась бы в круглую сумму, а социальному предпринимателю не стоит ничего: есть множество программ обучения, запущенных международными фондами поддержки соцпредпринимателей, в России аналогичный конкурс проводит Центр содействия инновациям в обществе «СОЛь».

Однажды Екатерине и ее партнеру понадобился офис: «Обычному бизнесмену пришлось бы брать кредиты, а мы просто обратились с просьбой к одной большой компании. Там так обрадовались, что мы не за деньгами, что отдали нам прекрасный офис. У больших компаний часто простаивают площади, за которые они все равно платят».

Кроме организации путешествий и чтения лекций, Екатерина много времени уделяет своему новому проекту, который «вырос» из «Альтуризма», — Агентству по развитию малых территорий «Цель 11» (по целям устойчивого развития ООН). Речь идет о комплексном преобразовании деревень и малых городов при участии власти, бизнеса и местных жителей: «Сначала мы изучаем ситуацию: едем, знакомимся со всеми сторонами, кто хоть как-то заинтересован в развитии территории, а потом решаем, какие инструменты и каких экспертов необходимо привлечь».

Недавно агентство завершило работу в городе Касимове Рязанской области. Создан детальный пошаговый план, как местные активисты вместе с властью и бизнесом смогут достичь своих целей: сделать город туристически привлекательным, устойчиво развивающимся в трех направлениях (общество, экономика, экология). Сейчас не менее масштабная исследовательская работа ведется в поселке Умба в Мурманской области — там свои потребности, проблемы и способы их решения — а потому двух одинаковых кейсов у агентства не будет.

«На время самоизоляции туризм встал: ближайшие поездки мы пока планируем в июле этого года. Сейчас мы стремимся разрабатывать образовательное направление, например, онлайн-тренинги для социальных предпринимателей и онлайн-программу по развитию ремесленничества, которую будем предлагать администрациям малых городов», — делится рецептами кризис-менеджмента Екатерина Затуливетер.

Она считает, что социальные предприниматели должны «обозначить себя» и рассказывать миру о своих успехах. Ей важно, чтобы другие люди с предпринимательским мышлением, вдохновившись успешными историями, перестали бояться слова «социальный». Ее собственная история тоже может послужить таким примером.

Автор

Татьяна Фрейденссон

Фото

alturism.ru