«Наладить производственные процессы там, где давно нет работы, — сложное дело»

Многие считают, что российские села и деревни медленно умирают. Жители массово переезжают в большие города, где есть работа и досуг. Успешных проектов, спасающих глубинку от запустения, немного. О сложности работы в деревне, трудоустройстве пенсионеров и фирменном креме-меде корреспонденту Plus-one.ru рассказала основательница бренда Cocco Bello и участница премии «Визионеры» Гузель Санжапова.

— Как возник ваш бизнес?

— В 2005 году мой отец купил дом в деревне Малый Турыш Свердловской области и стал работать на пасеке. Эта деревня — 20 домов за заборами, где люди мало общались между собой. Там не было ничего. Даже магазин закрыли. Вместо него по средам приезжала автолавка, в которой люди покупали хлеб на шесть дней вперед. Работа на маленькой пасеке — физически тяжелый труд, а у отца было 40 пчелосемей. В очередной раз приехав в Малый Турыш, я поняла, что мы можем производить интересный продукт, привлекая к работе местных жителей. Общее дело должно было изменить людей.

В хранилище у отца стояло 2 тонны меда. В июне 2013 года мы взбили его при низких температурах — и получили крем-мед. Это тот же самый натуральный мед, только он не засахаривается, становится воздушным и приятным на вкус. Мы добавили в него ягоды, собранные местными бабушками. Так появился крем-мед с ягодками Cocco Bello. В 2013 году ягоды для нас собирали четыре бабушки из деревни Малый Турыш, а в 2018-м — 230 человек со всех окрестных деревень.

— Какую роль сыграл краудфандинг?

— Благодаря неравнодушным людям мы создали производство. Мы запустили пять краудфандинговых проектов, о нас узнали, а производство развивается. Небольшой бизнес стал локомотивом в восстановлении деревни. Бабушки и дедушки получили работу. В первую кампанию мы хотели собрать 150 тыс. руб., а собрали почти 500 тыс. На эти деньги я купила сушильные шкафы для ягод, медогонку и взбивалку для сырья. Второй и третий проекты позволили собрать почти 2 млн руб. Мы потратили их на строительство и расширение производственного цеха. В четвертой кампании мы собрали 2 млн руб. на строительство карамельной фабрики. А последний проект принес 1,6 млн руб. на строительство общественного центра.

— В чем вы видите главные проблемы соцпредпринимательства, связанного с российской деревней?

— В России довольно много социальных предпринимателей. Просто не все о них знают. Рассматривая этот вопрос, нужно говорить о предпринимательстве в целом, о том, как бизнес связан с деревней. В России большая проблема с тем, что бизнес не обустраивает производства на удаленных территориях. Бизнесмены боятся проблем с логистикой и опасаются непонимания. Наладить производственные процессы там, где давно нет работы, — сложное дело.

— Сложно привлекать жителей к работе?

— Первое время было сложно. У деревенских жителей есть стереотип: они считают, что если ты делаешь продукт на продажу, то значит, делаешь это плохо. Еще нужно уговорить людей отвлечься от домашнего хозяйства. Это трудно. Люди в деревне живут благодаря хозяйству и небольшим пенсиям. Открывая там социальный бизнес, нужно давать людям возможность заработка и доказывать, что ты нужен им.

— Не боитесь, что все рабочие процессы завязаны только на вас?

— Это только кажется, что все завязано на мне. Мой папа находится на производстве постоянно. Я часто уезжаю в командировки, и у меня есть директор офиса, который ведет текущие и оперативные вопросы в Москве. Дизайнерские, креативные проекты делаются специалистами, работающими в офисе или на аутсорсе. Не я все решаю. Моя главная задача — переговорный процесс с администрацией, партнерами, спонсорами. Есть вещи, которые можно делегировать, а есть то, что нужно делать самой.

— Как хотите развиваться? Какие проекты готовите?

— В этом году хотим построить общественный центр, чтобы деревня собиралась и общалась. В августе 2018 года группа «Чайф» играла концерт в Малом Турыше, когда мы начинали строительство центра. Сейчас проект поддерживают десять партнеров. Бизнес-школа «Сколково» делает финансовую модель общественного центра, компания «Металлоинвест» поставила сталь для обвязки фундамента, Good Wood сделала архитектурный проект, «Уралбрус» поставит каркас здания, Deceuninck, «Спецремстрой», Roto Frank и Guardian установят окна. Мы планируем, что число партнеров удвоится.

Центр станет одним из последних тестов нужной для комфортной жизни минимальной инфраструктуры в деревне. Для чего это нужно? Чтобы в какой-то момент начать развивать следующие деревни. Я хочу развивать нескольких деревень.

— Что вас вдохновляет?

— Вдохновение появляется тогда, когда видишь, сколько сделано, и как меняется жизнь людей. Работа — это лишь малое из того, что я даю людям. Главное для меня — позаботиться о деревенских жителях. Вместе со спонсорами мы построили детскую площадку для местных ребят. Однажды я узнала, что там играют дети из соседних деревень. Ради этого они проходят 7 км. Благодаря президентскому гранту в Малый Турыш приезжали волонтеры из России, Нидерландов, Эквадора и Свазиленда. Они помогали жителям решать повседневные проблемы и благоустроили центр деревни. Мы провели в Малый Турыш чистую питьевую воду, создали рекреационную зону, установили беседку.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовал

Степан Давиденко