Семь экопроектов, которые прошли проверку на гринвошинг

Директор Экологического союза Юлия Грачева оценила семь российских экопроектов и дала им рекомендации, за счет чего они могут стать прозрачнее и понятнее аудитории.

Прошлый год оказался одним из самых сложных в истории российских экологических проектов. Зарубежные инвестиции стали практически недоступны, а поддержки отечественных инвесторов хватило не всем. Сложнее всего пришлось тем индустриям, которые были полностью завязаны на маркетинговых бюджетах своих клиентов.

В первую очередь это коснулось сегмента GreenTech. Многие экологические сервисы в России использовали набирающую популярность ESG-повестку, чтобы получить поддержку крупных компаний. Проекты фактически существовали на дотации корпораций, не масштабируя продукт и не сильно заботясь о реальном, исчисляемом эффекте своей деятельности.

Однако подобный подход сыграл с ними злую шутку: многие команды так и не «докрутили» основные функции своих «зеленых» платформ и приложений. В большинстве случаев проекты представляли собой очередной сервис по сбору и утилизации либо обучению сортировке отходов. Между тем GreenTech остается одним из наиболее привлекательных направлений для инвестиций. По оценкам аналитиков Allied Market Research, мировой рынок экологически чистых технологий и устойчивого развития будет ежегодно расти на 24,3% и к 2027 году достигнет $48,4 млрд. В России есть проекты, которые сумели вырасти из модных сервисов, работающих на укрепление имиджа крупных компаний, до заметных отраслевых игроков, чьи решения порой ложатся в основу экологической политики государства.

Отличить компании с серьезными намерениями от гринвошинга можно, опираясь на международные стандарты. Например, таким «золотым стандартом» для бизнеса является руководство Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) по раскрытию информации об устойчивости продукции. Этот гайд применим и к любым экопроектам. Он был разработан с участием представителей государственных, частных и некоммерческих организаций со всего мира, а на русский язык переведен и презентован Экологическим союзом в партнерстве с «Леруа Мерлен» и Х5.

Основополагающие принципы руководства предписывают компаниям сосредоточиться на учете всего жизненного цикла товара или услуги, получении реального экологического эффекта, умении прозрачно и понятно рассказывать о своих достижениях потребителям и партнерам. Один из инструментов для этого — независимая экологическая маркировка: ее наличие гарантирует соблюдение компанией принципов ЮНЕП, таких как научная обоснованность, актуальность, ясность и прозрачность рекламного заявления.

Рассмотрим отечественные проекты, которые прошли проверку на гринвошинг, но которым все-таки еще есть к чему стремиться.

GRASS

В 2022 году компания GRASS запустила в продажу линейку экологичной бытовой химии и косметики CRISPI, которая прошла экосертификацию по жизненному циклу и была отмечена экомаркировкой «Листок жизни». Все средства не содержат фталатов, фосфатов, оптических отбеливателей, парабенов, тяжелых металлов. На производстве используются только биоразлагаемые ПАВ. Таким образом, экосредства безопасны для человека и для окружающей среды, в том числе при попадании в водоемы. Кроме того, в состав упаковки входит вторично переработанный пластик. Приоритеты компании — не только создание экологичных товаров, но и финансовая поддержка питомников, заповедников, программ сохранения редких видов животных.

Компании можно рекомендовать продолжить сертифицировать продукцию, которая позиционируется как экологичная. В частности, на сайте в разделе «Экосредства для дома» можно увидеть зубную пасту, на этикетке которой написано natural product, но нет экомаркировки.

DutyBox

Компания DutyBox запустила свой экопроект в 2018 году — наборы капсул с разными видами бытовой химии. Концентраты и многоразовые бутылки призваны сократить использование одноразовой пластиковой упаковки. Экологическая безопасность продукции подтверждена экомаркировкой «Листок жизни» на всем жизненном цикле.

В качестве рекомендаций можно посоветовать компании разместить на сайте информацию об успешном прохождении экосертификации и таким образом обеспечить принцип ясности, предоставив покупателю необходимую информацию.

«Местные корни»

Агро-проект был запущен в конце 2018 года. «Местные корни» — это производитель вертикальных ферм для выращивания салатов, зелени и пряных трав в защищенной среде и, как уверяют в компании, без использования пестицидов. Проект располагает тремя фермами в Москве и лабораторией в МГУПП, работает с крупными российскими производителями продуктов питания и представителями foodtech-индустрии.

Компании имеет смысл улучшить коммуникацию с потребителем, например, подтвердить независимой экосертификацией заявления об экологичности продукции, так как сейчас потребитель не имеет возможности узнать, что компания имеет в виду под фразой «экологически чистая пища».

GEOVITA

Компания была основана в 2013 году, сегодня среди ее основных клиентов — «Азбука Вкуса» и «ВкусВилл». Фирма производит одноразовую посуду из сахарного тростника, бумаги, кукурузного крахмала, пальмового листа и пшеничной соломы. Производители утверждают, что после использования ее можно закопать в землю без вреда для природы. Это одно из возможных решений проблемы загрязнения планеты, ведь большая часть пластика на рынке — одноразового применения, а, попав на свалки, он может разлагаться тысячи лет, загрязняя почву и воду.

С точки зрения более прозрачной коммуникации компании следует сделать ряд изменений на сайте. Во-первых, понятно разграничить «эко» и обычные позиции. Во-вторых, приложить к товарам с «зелеными» характеристиками подтверждающие сертификаты (например, на сайте упомянуты FSC и EN). В‑третьих, указать полный состав посуды из крахмала (обычно его не 100%).

«Сохрани лес»

Стартап был запущен в прошлом году при поддержке инновационного центра «Сколково». Миссия сервиса — привлечь бизнес к проблеме восстановления лесов на особо охраняемых природных территориях, пострадавших от пожаров или других причин, помочь компаниям компенсировать их углеродный след. Благодаря проекту организации получают расчет возмещения выбросов СО2 и экологическую отчетность, лесничества — дополнительное финансирование, а национальные парки — новый лесной фонд. За 2022 год стартап реализовал более десятка проектов, в рамках которых в регионах России было высажено свыше 50 тысяч деревьев.

Повысить доверие к сервису и подтвердить выживаемость посаженного леса позволят большее количество открытых кейсов и активная работа проекта на протяжении 5–10 лет. В то же время хочется напомнить бизнесу: чтобы внести вклад в достижение глобальных целей по смягчению последствий изменения климата, компании должны уделять первоочередное внимание сокращению своих выбросов, а не полагаться на их компенсацию.

Biomicrogel

Проект создан в 2012 году екатеринбургскими инженерами для решения важной экологической проблемы — загрязнения промышленных стоков маслами и нефтепродуктами. Со временем из подземного гаража команда перебралась в четыре химические лаборатории и два производственных цеха, получив более сотни патентов в различных категориях. Компания завоевала доверие крупных российских компаний. Сегодня услугами Biomicrogel в том числе пользуются «Татнефть», «Норникель» и «Северсталь».

Из рекомендаций — размещение на сайте результатов независимых исследований о действии биомикрогелей и кейсов очистки сточных вод с подтвержденным эффектом: как применяли технологию, сколько воды очистили, показатели до и после.

«Цифровой экомониторинг»

Проект был запущен в октябре 2021 года в Челябинске на базе Центра экологического мониторинга (ЦЭМ). Платформа позволяет отслеживать уровень выбросов и сбросов промышленных предприятий, проводить аналитический мониторинг воздуха и микроклимата помещений, моделировать движение «облака загрязнений». В начале 2022 года стартап масштабировали на Рязань совместно с Роспотребнадзором Рязанской области.

В качестве рекомендаций: добавить на сайт информацию о судьбе проекта после декабря 2021 года, указав, что происходит сейчас, какие конкретно вещества могут мониториться и т.п.; указать результаты пилотных проектов в Челябинске и Рязани, а также планы по развитию проекта. Также было бы интересно увидеть практические примеры того, как внедрение платформы поможет снижать выбросы и улучшать качество воздуха, хотя бы на уровне теоретических выкладок.

Что в итоге

Самый надежный способ доказать отсутствие гринвошинга — это сертификация по экостандартам, проведенная третьей независимой организацией. Наличие экомаркировки по жизненному циклу, например российской «Листок жизни» или европейской EU Ecolabel на товаре или сайте компании, гарантирует ответственный и экологичный подход к ведению бизнеса.

Также хочу порекомендовать компаниям работать над полнотой и доступностью экологической информации, в частности:

Разместить на сайте результаты независимых исследований, научных публикаций, экспертных отчетов, примеры кейсов с цифрами, которые подтверждают значимость и экологический эффект экоинициативы.

Подтверждать заявления об экологичности продукции независимой экологической сертификацией. Орган по сертификации должен быть указан в реестре Росаккредитации, важно, чтобы у организации был стандарт, на соответствие которому проводится проверка.

Четко разграничивать позиционирование эко- и обычных инициатив и продукции компании, чтобы не вводить в заблуждение потребителей и партнеров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Юлия Грачева, специально для Plus-one.ru