Достоверность данных о состоянии воды, представленных в отчете за 2020 год, нуждается в проверке, но для этого властям не хватает квалифицированных специалистов, заявили опрошенные Plus-one.ru эксперты. Отчет о состоянии водного фонда России был представлен в начале августа подведомственным Минприроды Агентством водных ресурсов. Рассказываем о главных тезисах доклада и приводим комментарии специалистов.
С 2011 по 2020 год качество водоемов I категории, откуда граждане и юрлица самостоятельно берут воду для питья, полива, мытья техники и прочих хозяйственных нужд, ухудшилось. Судя по данным доклада, доля проб воды оттуда, не соответствующих гигиеническим нормам, увеличилась более чем на 8% и превысила отметку в 30%.
К таким показателям относятся: минерализация, окисляемость, содержание токсичных веществ (ртути, свинца, хрома, никеля, пестицидов и др.), а также веществ, влияющих на вкус и запах (железо, медь, марганец, сульфаты, хлориды и др.).
В 2020 году наиболее высокий уровень загрязнения водоемов I категории был зафиксирован в Еврейской автономной области (95,8% проб не соответствовало нормам), Калмыкии (83,3%), Москве (82,7%) и Красноярском крае (81,8%).
В то же время качество воды в источниках централизованного водоснабжения, из которых она подается в дома профильными организациями, за десять лет значительных изменений не претерпело.
Показатель смертности из-за присутствия в воде из-под крана «химии», микробов и паразитов в 2020-м опустился почти на 17% по сравнению с 2012 годом, составив 9,24 случая на 100 тыс. населения, несмотря на ухудшение состояния питьевых водоемов, уверяют авторы доклада. Некачественная питьевая вода приводит к смертям от болезней органов пищеварения (2,98 на 100 тыс. чел.) и от развития злокачественных образований (0,93 на 100 тыс. чел.). Число заболеваний, вызванных качеством питьевой воды, с 2011 по 2020 год снизилось на 20,8% у всего населения и почти на 17% — у детей.
Из других положительных тенденций — в последнее десятилетие снижался забор воды: если в 2010-м он составлял 79 млрд м³, то к 2020-му упал до 61,7 млрд м³. Изменение нагрузки на водные источники не связано с темпами экономического развития, отмечают специалисты Агентства водных ресурсов. По их мнению, потребление воды меняется в результате применения новых технологий, ремонта трубопроводов, экономии при поливе и других факторов. Напомним: по запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире после Бразилии (20% всех планетарных запасов).
Также анализ показал, что в России снижается количество стоков. Так, с 2010 по 2020 годы сброс использованных вод в открытые водоемы сократился более чем на 30% (почти на 15 млрд м³). В структуре сброса за 2020 год наибольшую долю занимала нормативно чистая вода — 58% (19,86 млрд м³). Доля загрязненных сточных вод составила 34% (11,67 млрд м³); 1,91 млрд м³ было сброшено без очистки; остальной объем (8%) приходится на нормативно очищенные стоки.
Расходы на прикладные научные исследования в области экономики для нужд водного хозяйства за 10 лет снизились на 30%, указывают эксперты агентства. По их мнению, это подрывает развитие отрасли в условиях изменения климата и появления новых угроз водной безопасности. То же касается профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации — число гидрогеологов и других профильных специалистов сокращается. Для развития водного комплекса страны эксперты агентства рекомендуют совершенствовать систему подготовки кадров, переоснащать лаборатории институтов, улучшать образовательные программы в соответствии с международными стандартами.
По мнению эколога Елены Гретчиной, заявленное в докладе сокращение стоков не всегда ведет к очищению водоемов: помимо промышленных и бытовых сбросов, большое влияние на качество воды могут оказывать и другие источники загрязнения, а также природные факторы. «Опасные вещества также попадают в воду из-за роста стоков с дорог и объектов инфраструктуры, сельскохозяйственных предприятий, где широко применяются аммиачные, фосфорные, калийные и азотные удобрения», — сообщила Елена Гретчина Plus-one.ru. По ее словам, для граждан, которые живут в домах с центральным водопроводом, наиболее эффективный способ обезопасить себя — установить фильтры, убирающие из воды тяжелые металлы и вредные химические соединения вроде хлора.
Кроме того, ухудшение качества питьевых источников может быть связано с тем, что государство по-прежнему плохо контролирует загрязнителей. «Давайте рассмотрим ситуацию на примере Волги. По статистике, туда сливается 38% всех нечистот страны. Несмотря на то, что власти в последние годы модернизируют очистные сооружения вдоль ее русла, качество воды в реке не улучшилось. Это говорит о том, что работать со сбросом сточных вод нужно по всем притокам реки», — пояснила Елена Гретчина.
Резкое падение качества источников хозяйственно-питьевого водоснабжения — настоящая беда, считает заведующий лабораторией охраны воды Института водных проблем РАН Евгений Венецианов. «Власти часто закрывают глаза на сброс стоков с повышенной концентрацией вредных веществ ради быстрого экономического роста. При этом часть сбросов вообще пропадает из статистики, поскольку недобросовестные компании сливают воды нелегально. Рек и озер у нас много, поэтому власти надеются, что чистые источники разбавят грязные. В результате вода становится опасной для здоровья», — заявил эксперт Plus-one.ru.
Даже той официальной статистике, что есть, нельзя до конца верить, считает председатель Ассоциации журналистов-экологов, сопредседатель Социально-экологического союза Александр Федоров. «Ведь государство не всегда проверяет отчеты о сточных водах, предоставленные компаниями, а системный анализ этих данных не поставлен. Падение потребления воды тоже может быть связано с некорректной отчетностью», — поясняет собеседник.
Ряд данных в докладе не сопровождается необходимыми пояснениями, добавляет ведущий научный сотрудник лаборатории гидрогеологических проблем охраны окружающей среды Института водных проблем РАН Юрий Медовар. В частности, говоря о приросте запасов питьевых и технических подземных вод на 0,71 млн м³ в сутки, специалисты агентства не приводят данных о качестве уже открытых подземных запасов. «В Московской области, например, подольско-мячковский водоносный горизонт быстро истощается из-за большого забора воды, часто несанкционированного, а водоносные горизонты загрязняются», — пояснил Plus-one.ru Юрий Медовар.
По его словам, у Минприроды не хватает специалистов, которые могут квалифицированно перепроверять информацию. «Дефицит гидрогеологов есть даже в Москве — что уж говорить о периферии. Наша отраслевая наука в кризисе», — заявил ученый.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Георгий Кожевников