Отчего «зазеленел» крупнейший в России производитель автохимии

В России об устойчивом развитии чаще всего пекутся транснациональные корпорации. Они берегут природные ресурсы, сокращают и перерабатывают отходы. Отечественный бизнес проявляет осознанность гораздо реже. Поэтому, когда лидер рынка автохимии компания Grass пригласила Plus-one.ru на завод под Волгоградом, чтобы показать свой подход к устойчивому развитию, мы удивились — и согласились. Георгий Кожевников узнал, чем уникально предприятие и насколько серьезны его «зеленые» амбиции.

Линия для производства пластиковых ёмкостей для бытовой химии

Из кустарей в монополисты

«Вчера мы вернулись с тренинга по выживанию. Самое легкое испытание — когда нас закапывали в землю. На 10 минут погружали в могилу, надо было дышать через шланг. Кто-нибудь занимался такими вещами?» — с серьезным видом спросил основатель Grass 42-летний Михаил Грачев. Перед ним сидели 20 журналистов, прилетевших на экскурсию по заводу. «Да мы каждый день выживаем», — раздался голос из зала. «Так все говорят», — парировал топ-менеджер. «Недавно я был на Алтае, где мы четыре дня жили без еды», — продолжил рассказывать о своем досуге основатель Grass.

18 лет назад Михаил Грачев вместе со своим другом и партнером Константином Федановым занялся производством автомобильной и бытовой химии. Начиналось все с кустарного производства в гараже. Сегодня Grass — монополист, занимающий 50% российского рынка автохимии — средств ухода за машиной. Из Волгограда предприниматели уезжать не собираются: оба живут согласно принципу «где родился — там и пригодился». Впрочем, Михаил родился в Самаре.

Генеральный директор Grass Михаил Грачев

Производство находится в 40 минутах езды от центра Волгограда — в городе Волжский. Сейчас там работают около 900 сотрудников, еще 300 — на удаленке. Когда попадаешь в административное здание, бросается в глаза невероятное количество стикеров на стенах. На каждом обозначена конкретная задача. Это плоды необычного для российских заводов подхода к организации труда. Сотрудники всех подразделений Grass — от склада до бухгалтерии — используют agile-схемы (практики гибкого принятия решений и управления проектами. — Прим. Plus-one.ru). Чаще всего они встречаются в IT-фирмах, хотя «Сбер» тоже может ими похвастаться. Второе, что видишь: корзины для раздельного сбора мусора — повсюду. Компания дает понять, что заботится об окружающей среде.

Не последнюю роль в успехе Grass играют продвижение и SMM. Даже Михаил Грачев ведет собственные Instagram- и YouTube-блоги, на которые подписаны 253 тыс. человек. Журналистов компания позвала, видимо, желая устроить своим креативным подразделениям и бизнесу небольшой стресс-тест — подобно тому, что устраивает себе один из ее основателей, отправляясь без провианта в дикую природу.

Подсмотрели в Америке, применили у себя

По словам основателей Grass, пример американских IT-стартапов вдохновил их обновить методы управления компанией и вывести на рынок новую продукцию. В 2015-м компания решила освоить нишу бытовой химии. Доля автомобильных чистящих средств в обороте Grass снизилась с 83% до 45%, хотя продажи этих товаров возросли с 1 до 4 млрд руб. Доля бытовой химии подскочила с 7% до 33% (с 0,5 до 2,7 млрд руб.), косметических средств для отелей и ресторанов — с 10 до 22% (до 2 млрд руб.).

Сегодня предприятие в Волжском выпускает 1,2 тыс. товаров, еще около 2 тыс. закупает для перепродажи. Вся продукция реализуется оптом, в розницу и через онлайн-магазины — как российские, так и западные. Стоят бытовая химия и моющие средства Grass всегда меньше зарубежных аналогов от Unilever, Henkel и других крупных компаний. Это корпоративное правило.

Опробовав на себе средства личной гигиены, предназначенные для продажи отелям, корреспондент Plus-one.ru обнаружил, что пена для бритья бритью не помогает, а кондиционер делает волосы жесткими. Впрочем, судя по финансовым результатам, корпоративному росту это не мешает.

«В 2020 году, несмотря на кризис, в рублевом отношении мы выросли почти на 50%. Нас сильно вытащили бытовая химия и дезинфекторы, от которых мы еще пять лет назад вообще ничего не ждали. Случился очередной скачок, как обычно у нас происходит в кризис. Но из-за изменения курса валют наш оборот в долларах так и остался на уровне в 100 млн», — Михаил Грачев раскрыл экономические показатели за год пандемии.

Здесь руководители каждого подразделения — от лаборатории до контроля качества — со страстью, которая редко сопровождает разговоры о бытовой химии, рассказывают, как улучшают работу своего подразделения и продукцию Grass. На стенах висят плакаты: «Нормально делай — нормально будет», «Готовность к изменениям важнее первоначального плана». Становится понятно, что в сплоченности и трудоспособности этому коллективу нет равных. По крайней мере — в России.

Так выглядят современные производственные практики в компании Grass

По мнению Михаила Грачева, на результаты компании позитивно влияют не только современные производственные практики, применение agile-схем и проведение совместных стратегических сессий, но и современная рабочая среда. В офисе руководители Grass стараются воспроизвести «вайб» IT-компаний — создают особую атмосферу.

Для этого отцы-основатели перемещаются из отдела в отдел и работают за общими столами с сотрудниками. Глава Grass отметил, что в столовой его предприятия продают пиво. Правда, признался Михаил, никто его особо не пьет. «В новом офисе у нас будут массажный кабинет, спальные места, зона барбекю и кальянная, огромная терраса, — бил на поражение предприниматель. — Да, терраса есть и у „Яндекса“, но вот барбекю там нет, они не допилили идею».

Из других нестандартных для российской реальности решений: в компании внедрена своя валюта — грасскойны. Отделы отправляют их друг другу в знак благодарности. Полученные грасскойны можно обменивать на еду, билеты в кино и совместные поездки на отдых.

Grass зеленеющий

Увлеченность экологической повесткой и устойчивым развитием пришла в компанию вслед за тягой к американской деловой культуре и современным системам управления. Предприятие выбрало пять из 17 глобальных ориентиров ООН, следовать которым международный бизнес считает правилом хорошего тона, — «Ответственное потребление и производство», «Борьба с изменением климата», «Сохранение морских экосистем», «Сохранение экосистем суши» и «Партнерство в интересах устойчивого развития». На деле это вылилось в несколько инициатив.

В 2018 году компания запустила проект DutyBox — наборы капсул с разными видами бытовой химии. К каждому из них прилагается многоразовая емкость. Покупатели должны разводить концентраты водой, благодаря чему отпадает потребность в производстве ненужной упаковки. В будущем компания планирует открыть пункты отпуска бытовой химии на розлив. В 2020 году продажи DutyBox принесли Grass 60 млн руб.

Создатели заявляют об экологичности линейки пены для посуды Crispy и DutyBox. Тем не менее пока у этих средств нет общепризнанной независимой маркировки, а значит, заверения об их безвредности остаются без серьезной проверки. Как заверил Plus-one.ru второй основатель Grass — 37-летний Константин Феданов, компания намерена получить маркировку «Листок жизни» для продукции DutyBox. Кроме того, Grass уже разрабатывает линейку бытовой химии специально под требования «Листка».

Константин Феданов

Средствами компании пользуется половина автомоек страны, но состав автошампуней соответствует только правилам Росстандарта (ГОСТам), в которых сформулированы общие технические требования к продукции для ее допуска на рынок. Учитывая, что во многих регионах России на мойках очистных сооружений нет, вся «химия» попадает в землю и воду.

На вопрос корреспондента Plus-one.ru о том, работает ли Grass над «озеленением» состава средств по уходу за машинами, Михаил Грачев ответил уклончиво. По его словам, в такой химии нет компонентов, «которых стоило бы бояться» человеку. Максимум, к чему может привести попадание остатков автошампуня в водоемы, — это размножение бактерий, что «повлечет за собой смерть рыбы». Основатели Grass считают, что проблема попадания автошампуней в открытые источники воды решается за счет современных очистных сооружений, к которым должны быть подключены автомойки.

Тут представители отдела Grass по устойчивому развитию переключили внимание прессы на то, что компания занимается раздельным сбором и переработкой отходов, — в 2020 году она подарила «вторую жизнь» 116 т картона, 26 т пластика и 76 т полиэтилена. Если полимеры Grass перерабатывает через посредников, то макулатуру — самостоятельно. Уже сегодня каждый новый ПНД-флакон содержит 20% переработанного пластика, ПЭТ-флакон — 50%. Контейнеры для раздельного сбора мусора компания установила и на территории завода в Волжском.

Компания практикует высадку деревьев — 13,5 тыс. уже растут. Участники пресс-тура помогли довести это число до 13,7 тыс. — вместе с Михаилом Грачевым и Константином Федановым они посадили около 200 саженцев в пойме Волги.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников