10 декабря организаторы и участники «Лиги зеленых брендов» (ЛЗБ) собрались в особняке на Савеловской в Москве, чтобы подвести черту под уходящим годом и рассказать о планах на 2022-й. Выяснилось, что крупным российским компаниям и институциям предстоит большая работа по внедрению устойчивых практик. А ЛЗБ уже готова принимать в свои ряды представителей малого и среднего бизнеса. Plus-one.ru рассказывает об итогах встречи.
С момента создания ЛЗБ в 2019 году участвовать в объединении приглашались лишь крупные компании. Напомним, с инициативой его создания выступила компания Unilever, чтобы содействовать системному внедрению ESG-принципов и подходов в деловую практику и устойчивому развитию бизнеса в России. Представители любого крупного бренда могли воспользоваться разработанной «Лигой» методикой добровольной оценки, позволяющей самостоятельно определить уровень своего соответствия экологическим, управленческим и социальным стандартам. Первыми участниками ЛЗБ стали АФК «Система», «Вымпелком» и банк «Центр-инвест».
Сегодня добровольный этап самооценки ЛЗБ уже прошли 27 компаний. Как уточнила президент «Лиги зеленых брендов», CEO экосистемы устойчивых сервисов +1 Анастасия Попова, еще 16 брендов не смогли преодолеть первый этап, но при желании у них будет шанс повторить процедуру.
Компании, прошедшие добровольную оценку, на втором этапе провели углубленный анализ своей деятельности при поддержке представителей «Лиги». С этой процедурой справились 23 бренда, среди них — «Макдоналдс», «Билайн», IKEA. Все они стали участниками рэнкинга устойчивых российских брендов, который был представлен в конце ноября в рамках ежегодного рейтинга РБК 500.
В 2022 году представители «Лиги» начнут применять методологию оценки устойчивости малого и среднего бизнеса. По словам спикеров, в первую очередь она будет интересна предприятиям, которые участвуют в цепочке поставок крупных компаний. «В качестве примера можно взять партнеров компании X5 Retail, у которой 70 тыс. поставщиков, и около 80% из них — это малый и средний бизнес», — пояснил эксперт Deloitte Иван Кухнин, разрабатывавший методологию. По его словам, участие в ЛЗБ вряд ли заинтересует владельцев палаток с шаурмой, но и они смогут стать членами «Лиги», если начнут работать с крупным ритейлом.
«Россия — углеводородная экономика. Мы открыли для себя тему устойчивого развития совсем недавно, а весь мир существует в ней уже больше десятилетия. Много практик наработано, но в России они только складываются», — призналась Анастасия Попова. О состоянии ESG-повестки в стране многое говорит ситуация в банковском секторе. Отечественный рынок устойчивого кредитования — одна из первооснов «зеленой» экономики — находится еще в процессе формирования.
«Такого инструмента, как кредиты с привязкой к показателям устойчивого развития, у нас пока нет», — сообщил вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков. По его оценкам, сегодня деятельность от 15 до 40% компаний, получивших кредиты ВЭБа, можно отнести к условно устойчивой. Среднемировой уровень по ESG-финансированию составляет 25-30%.
ВЭБ оперативно разработал и представил в 2021 году таксономию российских «зеленых» проектов. Она преследует те же цели, что и аналогичная таксономия ЕС: выявить «зеленый» бизнес и привлечь к его финансированию инвесторов и бюджетные средства. Документ может быть использован как российскими, так и зарубежными фондами. Сегодня на методику ВЭБа ориентируется Банк России, ее принимает Московская биржа. «Мы видим, что документ не идеален, в нем есть что совершенствовать, поэтому будем его менять и дополнять», — сообщил Дмитрий Аксаков. Зампредседателя правления банка «Центр-инвест» Александр Долганов сообщил, что объем российских «зеленых» облигаций пока мал, как в сравнении с общемировым рынком ESG-облигаций, так и с внутренним рынком. «Сейчас это около 180 млрд рублей, мы пока на низком старте, но тем не менее я могу назвать этот год прорывным. Сделаны большие шаги в сторону „зеленого“ кредитования, „Лига зеленых брендов“ сформировала первый рэнкинг. Он помог нам посмотреть на себя со стороны», — заявил Александр Долганов. Сейчас «Центр-инвест» работает над созданием внутренней системы ESG-рейтинга для малого и среднего бизнеса.
Вице-президент по устойчивому развитию управления по работе с крупными компаниями «Райффайзенбанка» Кристина Шунова отметила, что ее банк уже начал выдавать «зеленые» кредиты российским компаниям, но сталкивается с трудностями из-за того, что вынужден ориентироваться и на российскую, и на европейскую «зеленые» таксономии. Также Кристина Шунова подчеркнула, что если в Европе основная доля устойчивых кредитов выдается под экологичные проекты девелоперов, то в России главные клиенты банка — крупные перерабатывающие и производящие компании.
«В 2021 году мы профинансировали три проекта — это кредит для НЛМК (международная сталелитейная компания с активами в России, США и странах Европы. — Здесь и далее прим. Plus-one.ru), процентная ставка по которому привязана к ESG-рейтингу, такой же кредит для компании Nordgold (международная золотодобывающая компания, имеющая предприятия в России, Казахстане, Буркина-Фасо, Гвинее, Французской Гвиане и Канаде) и двухсторонний климатический кредит с „Полиметаллом“ (российская горнорудная компания, добывающая серебро, золото и медь)», — пояснила Кристина Шунова.
«Маркировке „органик“ в России всего два года. Знаете, какой первый сертифицированный нами органический товар? Водка», — сообщил директор по международным проектам Роскачества Александр Чумак. За время существования органического сертификата ведомство выдало его 100 сельскохозяйственным производителям. «Чем шире состав продукта — тем сложнее для компании процедура сертификации. Поэтому они не решаются получать настоящий сертификат и иногда занимаются гринвошингом», — заявил представитель Роскачества. Он напомнил, что «органик» является единственной российской маркировкой, установленной в федеральном законе.
«У нас на всю страну единственный сертифицированный производитель хлеба — в Воронеже. Четыре производителя меда. Четыре производителя вина», — рассказывал Александр Чумак. Во многих нишах товаров повседневного спроса официальных органических стандартов пока нет вовсе — представителям Роскачества предстоит разработать их для текстиля, бытовой химии, косметики и других категорий. Подготовка стандартов продлится до 2026 года, после чего предложение органики на рынке должно увеличиться. Пока что его сдерживают и отсутствие нормативов, и высокая конечная стоимость настоящей качественной продукции.
Александр Чумак напомнил, что к середине 2022 года Роскачество разработает единые стандарты оценки устойчивого развития брендов на основе методологии «Лиги зеленых брендов».
Интерес россиян к органике действительно растет, но он не настолько велик, чтобы производители рвались получать экомаркировку по полному жизненному циклу, считает руководитель по устойчивому развитию X5 Retail Group Ольга Васильчук. «Рост спроса есть, но он незначительный. Для покупателя главный фактор — это по-прежнему цена. Важную роль играет и знание о пользе продукта, над этим должны совместно работать и бренд, и ритейл, и государство», — рассуждает Ольга Васильчук.
По словам директора отдела исследований и разработок категории средств личной гигиены Unilever Евгении Седовой, существующее множество значков экологической маркировки сбивает покупателя с толку: «В России на упаковках можно найти сотни различных сертификатов — около 600. Из них единицы действительно что-то значат. Например, маркировка ICEA или „Листок жизни“ для косметики». Евгения Седова считает, что без честной и понятной навигации рынок органической продукции в России долго будет испытывать трудности, а для решения этой проблемы бренды и государство должны сотрудничать.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников