Устойчивость компаний и товаров стандартизируют для борьбы с гринвошингом

12 октября Роскачество — главное российское ведомство по увеличению доверия покупателей к отечественным товарам — подписало с «Лигой зеленых брендов» соглашение о стандартизации ее методики оценки устойчивого развития компаний. В результате в России должен появиться национальный стандарт для анализа экологических, социальных и управленческих показателей бизнеса, которые принято обозначать единой аббревиатурой ESG. Plus-one.ru рассказывает подробности.

Что за методику будут стандартизировать

В течение трех лет объединение производителей «Лига зеленых брендов» (ЛЗБ), созданное в 2019 году брендом «Чистая Линия» (входит в Unilever) совместно с консалтинговым агентством Deloitte, разрабатывало методику для оценки ESG-показателей (ecology, society, governance — «экология», «общество», «корпоративное управление») крупных компаний. «Методика дает возможность ответить на актуальный вопрос потребителя — насколько компания устойчива? У нас много единомышленников среди производителей, мы счастливы, что многие крупные бренды уже входят в Лигу», — заявила директор отдела исследований Unilever в России Евгения Седова перед подписанием соглашения.

Методология, разработанная представителями ЛЗБ, состоит из двух этапов. На первом компании, претендующие на членство в Лиге, проходят анкетирование, которое помогает определить качество бренда по управленческим, экологическим и социальным показателям. «Были разработаны 20 универсальных критериев: восемь — по качеству корпоративного управления, девять — по глубине экологического следа и три — по влиянию на социальное развитие», — сообщил эксперт Deloitte Иван Кухнин. Для вступления в Лигу компания должна соответствовать 12-ти из 20 критериев.

На втором этапе бренды оценивает экспертный совет ЛЗБ. Основываясь на полученных в ходе первого опроса данных, он предоставляет компаниям расширенную анкету с вопросами, количество которых варьируется в зависимости от индустрии — от 25 и более. Эти критерии — надстройка над базовыми показателями, которая помогает точнее оценить устойчивость компании.

Методика «Лиги зеленых брендов» не имеет аналогов за рубежом — западные ответственные производители объединяются по принципу принадлежности к одной индустрии. Так, например, в Лесной попечительский совет (FSC) входят экологически и социально эффективные лесные хозяйства. В ЛЗБ же могут вступить представители любой индустрии.

Зачем нужен национальный стандарт устойчивых компаний

Перед подписанием соглашения заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева подчеркнула, что ответственное потребление и производство важно для большой части россиян. В подтверждение своим словам она привела данные аналитиков Ipsos — их опрос выявил, что экологичность брендов волнует 85% российских потребителей. Представитель ведомства дала понять, что ее организация реагирует на запрос общества.

«Единый национальный стандарт методики оценки устойчивого развития брендов будет принят в середине 2022 года. Именно сертификация в будущем позволит отделить истинно устойчивый бренд от гринвошинга», — сообщила заместитель руководителя Роскачества.

Стоит отметить, что Роскачество проявляло интерес к работе ЛЗБ над методологией оценки «зеленых» брендов с самого начала. Как сообщили Plus-one.ru представители Лиги, специалисты ведомства участвовали в создании механизма ESG-оценки брендов и хорошо знакомы с его особенностями, а значит — для стандартизации на государственном уровне им не потребуется долго вникать в принципы его работы. Как отмечала Елена Саратцева, если методология ляжет в основу системы национальных стандартов, то войдет также и в систему «зеленых» государственных закупок. В том числе планируется создать единые требования к национальной экосертификации и общие критерии «зеленых» товаров.

Заместитель руководителя Роскачества подчеркивала, что задачу по улучшению конкурентных качеств российской продукции ставил перед правительством Владимир Путин. «Если вспомнить послание президента РФ от 20 февраля 2019 года, то там прямо сказано о необходимости создания „зеленого“ экспортно ориентированного продукта. [...] Поэтому важно, чтобы при создании нашей „зеленой“ Лиги ее бренд не только имел добавленную ценность внутри страны, но и ориентировался на мировые рынки», — ранее заявляла Елена Саратцева.

Почему стандарт «зеленых» брендов — это война с гринвошингом

Сейчас в реестре Росстандарта, который является официальным регистратором систем сертификации, можно найти свыше 30 различных экомаркировок. Рядовой потребитель не может сориентироваться в многочисленных значках. Поэтому Роскачество рассчитывает на то, что единый знак получит силу национального бренда.

«Преимущество данной методики в том, что ее можно получать на отдельную линейку продукции. В итоге на товарах начнет появляться узнаваемая маркировка, которая соответствует всем международным требованиям», — уточнила Елена Саратцева. В свою очередь, представители ЛЗБ уверены, что сформированные ими критерии «зеленых» брендов будут понятны и производителям, и потребителям. Созданные на их основе национальные стандарты будут оценивать продукцию по всему жизненному циклу.

Какие компании воспользовались методологией ЛЗБ

На сегодняшний день оба этапа оценки «Лиги зеленых брендов» прошли 25 компаний и отдельных торговых марок. Среди них — Dove, «Чистая Линия», АФК «Система», «Вымпелком», «Макдоналдс» и другие. Еще семь участников находятся на стадии вхождения и еще 15 брендов работают над улучшением своих показателей, чтобы стать членами Лиги.

В ноябре 2021 года ЛЗБ выпустит первый рэнкинг «зеленых» брендов — пока он будет включать только крупный бизнес. Результаты этой оценки будут опубликованы при поддержке проекта по выявлению крупнейших компаний России «РБК 500». Такую же работу по оценке компаний из сектора малого и среднего бизнеса (МСБ) представители Лиги планируют провести в будущем году. Сейчас они работают над тем, чтобы адаптировать свою методологию под МСБ.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников