Российские компании вслед за европейскими всерьез заинтересовались принципами ответственного развития (ESG). В 2020 году впервые появились инструменты для вложений в устойчивые активы от «Сбера», ВТБ, «Райффайзена» и других банков. Однако, по мнению экспертов, для роста рынку ESG необходимы авторитетные национальные системы сертификации, первой из которых может стать Лига зеленых брендов.
В Европе уходящий 2020-й стал годом экологизации энергетики, производства и даже образа жизни людей. Во время эпидемии COVID-19 западные политики решили ужесточить и без того амбициозный «Зеленый курс», направленный на достижение углеродной нейтральности к 2050 году.
Задумались над ответственным развитием и в России. 11 декабря руководители правительственных организаций и крупных корпораций обсудят перспективы экологического развития страны. На повестке дня — роль услуг по сертификации ответственного бизнеса. Подобные услуги с начала осени оказывает отечественным компаниям Лига зеленых брендов. Эта неправительственная организация помогает фирмам оценивать свои показатели ESG (Environmental, Social, Governance), иначе говоря, подверженность бизнеса экологическим и социальным рискам, а также рискам корпоративного управления.
Методология оценки была разработана для Лиги консалтингово-аудиторской компанией «Делойт» СНГ, ее эффективность предстоит проверить практикой. В случае успеха сертификация может лечь в основу российского рынка ESG-инвестиций. Как сообщили Plus-one.ru представители «Делойт» СНГ, спрос на прохождение оценки со стороны российских компаний уже зашкаливает.
Впрочем, желание зафиксировать свою ответственность пока вызвано во многом не запросом российских инвесторов, а требовательным отношением западных корпораций к принципам работы своих поставщиков. Так, многие крупные европейские фонды начали целенаправленно отказываться от вложений в компании, которые не соответствовали требованиям ESG. В 2018 году датский пенсионный фонд PKA (управляет активами на сумму $46 млрд) продал свои доли в 70 угольных и 35 нефтегазовых компаниях.
В 2020 году ответственные инвестиции продолжили набирать оборот вопреки коронавирусу. Во втором квартале совокупный объем средств, находящихся под управлением фондов, работающих исключительно с ESG-активами, впервые достиг $1 трлн. С апреля по июнь прирост составил $71,1 млрд. По мнению аналитиков швейцарского банка UBS, этому способствовала государственная поддержка «зеленых» проектов во многих странах. Классические фонды во втором квартале получили значительный отток средств: из них было выведено $52,4 млрд.
По данным аналитиков PwC, 77% институциональных инвесторов в ближайшие два года перестанут вкладываться в традиционные активы, не соответствующие критериям ESG. Более того, от 41% до 57% от всех средств европейских взаимных фондов (европейский аналог паевых фондов. — Прим. Plus-one.ru) к 2025 году будут инвестированы в компании, которые строго следят за экологическими, социальными и управленческими сторонами работы (на конец прошлого года этот показатель составлял около 15%). В случае, если прогноз аналитиков сбудется, рынок ответственных инвестиций вырастет до $8,7 трлн.
По словам представителей «ВЭБ.РФ» (занимается финансированием значимых отечественных социально-экономических проектов. — Прим. Plus‑one.ru), российская инфраструктура «зеленого» финансирования только формируется. Как пояснил вице-президент госкорпорации Дмитрий Аксаков, чтобы у российского и зарубежных рынков появилось доверие к «зеленому» статусу финансовых инструментов, необходима унификация понятия «зеленый». Для формирования таких инструментов «ВЭБ.РФ» решил объединить усилия с Минэкономразвития, Банком России, профильным комитетом Госдумы.
«Мы разрабатываем нашу систему, чтобы привлекать иностранные инвестиции, поэтому для нас критически важно быть прозрачными и понятными для иностранных партнеров. Мы хотим, чтобы наши пилотные проекты были „зелеными“ по международным классификациям и ни у кого не вызывали вопросов», — уточнил Дмитрий Аксаков.
За последний год в России появились первые инструменты для ответственного инвестирования, а банки и управляющие компании создали собственные программы «зеленых» вложений. Так, в августе Московская биржа запустила сектор для «зеленых» бумаг. Сегодня здесь торгуются пять выпусков «зеленых» облигаций на общую сумму 5,5 млрд руб. и два выпуска социальных более чем на 5 млрд руб. Также представители биржи запустили два специальных ESG-индекса: «Индекс МосБиржи — РСПП Ответственность и открытость» и «Индекс МосБиржи — РСПП Вектор устойчивого развития».
Управляющие компании в 2020 году предложили розничным клиентам первые паевые фонды, ориентированные на ответственные инвестиции. «Сбер» и «РСХБ Управление активами» представили стратегии «Сбер — Ответственные инвестиции» и «БПИФ ESG». Еще два паевых фонда представила компания «ВТБ Капитал Инвестиции»: «ВТБ — Фонд Акций. Ответственные инвестиции» и «ВТБ — Фонд Облигаций. Ответственные инвестиции». Также свой фонд запустили представители «УК «Райффайзен Капитал» — «ОПИФ Райффайзен — США».
К ответственности российские компании подталкивают и потребители. По данным исследования Ipsos Comcon по заказу Procter & Gamble (P&G), для 55% опрошенных фактор заботы об окружающей среде влияет на решение приобрести товар. Для 54% респондентов важно, чтобы товары были сделаны из натуральных ингредиентов, а 52% следят, чтобы продукция была безопасна для здоровья. 80% опрошенных согласны, что экопродукция может стоить дороже обычной, а 69% готовы платить больше за товары, безопасные для окружающей среды.
Глава Центра устойчивого развития бизнеса «Сколково» Наталья Зайцева считает, что в России учет требований ответственных потребителей какое-то время будет конкурентным преимуществом, а затем станет обязательным условием для работы компаний. «К устойчивому развитию мы идем с определенным лагом. Первыми этой темой стали заниматься глобальные компании, которые впоследствии воспитали и российских поставщиков. Но если пять лет назад повестка ответственного потребления не обсуждалась — не было профессиональных изданий, публикаций в СМИ, то сейчас все это появилось», — заявила эксперт.
По мнению представительницы «Сколкова», отличным примером международных ответственных компаний на российском рынке является IKEA. Эта шведская компания использует сертифицированное сырье, размещает в магазинах рекомендации по ответственному образу жизни, а в самой линейке товаров предлагает, например, контейнеры для раздельного сбора отходов и водосберегающие краны.
Из российских компаний Наталья Зайцева привела в пример X5 Retail Group, которая утвердила стратегию устойчивого развития, затрагивающую работу с поставщиками, ассортиментную политику и другие аспекты. В магазинах торговой сети при поддержке компании Unilever принимается в переработку использованная пластиковая упаковка.
Сами же представители Unilever тоже год от года стараются повышать ESG-показатели своего бизнеса. «К 2025 году мы определили для себя амбициозные цели: 100% пластиковой упаковки продукции Unilever будут перерабатываемыми или пригодными ко вторичному использованию. Упаковка продукции Unilever будет включать минимум 25% переработанного пластика. Мы будем закупать на 100 тыс. тонн пластика меньше, чем сейчас. И, наконец, мы планируем собирать и перерабатывать больше пластика, чем используем для своей упаковки», — рассказала президент Unilever в России, Украине и Беларуси Регина Кузьмина.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников