Итоги 2019 года: тренды устойчивого развития

Экологизация модной индустрии, постцифровые технологии и климатические забастовки

Грета Тунберг и глобальные экологические забастовки

11 декабря стало известно, что человеком года по версии американского журнала Time стала 16-летняя экоактивистка из Швеции Грета Тунберг. Она стала известной после своей речи на саммите по климату в Нью-Йорке. Тунберг обратилась к мировым лидерам: «Мы находимся на пороге вымирания, но все, о чем вы способны говорить, — это деньги и сказки о вечном экономическом росте. Как вы смеете?».

Грета Тунберг считается основательницей движения Fridays for future («Пятницы за будущее»). 20 августа прошлого года она впервые устроила одиночную климатическую забастовку у здания шведского парламента. Позже ее примеру последовали школьники во всем мире. В марте экоактивистку номинировали на Нобелевскую премию мира.

Школьные забастовки переросли в глобальную кампанию Global Climate Strike, которая прошла во время проведения климатического саммита ООН с 20 по 27 сентября. Миллионы людей в разных странах, включая Россию, вышли на улицы с требованием предотвратить экологическую катастрофу.

Масштабные экологические протесты прошли в апреле в Лондоне. Активисты движения Extinction Rebellion («Восстание вымирающих») заблокировали движение в центре города. К урегулированию протестов было привлечено 9 тыс. полицейских, арестовано 1065 человек.

Экологизация индустрии моды

На саммите «Большой семерки» в августе представители 32 компаний модной индустрии подписали пакт о защите окружающей среды. В коалицию в числе прочих вошли компании Inditex Group (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka и другие), H&M, Adidas, Burberry, Chanel, Prada. Производители одежды взяли на себя обязательства по восстановлению биоразнообразия и борьбе с климатическим кризисом и загрязнением океана.

Защита окружающей среды стала одной из главных тем прошедших недель моды. Gucci и Burberry провели углеродно нейтральные показы, в новых моделях Alexander McQueen были использованы кружева и тюль из предыдущих коллекций, Marni представили вещи из переработанных материалов, а декорации для шоу были сделаны из пластиковых бутылок.

В мае модный дом Prada заявил, что начиная с сезона весна-лето 2020 года не будет использовать натуральный мех для своей одежды и аксессуаров. В числе других модных брендов, которые отказались от меха — Versace, Giorgio Armani, Ralph Lauren, Gucci и Burberry.

На модную индустрию приходится около 10% выбросов парниковых газов и примерно 20% всех сточных вод. По мнению аналитиков экологической организации Standearth, пока только три модных бренда действительно борются с изменением климата — это Levi’s, Burberry и American Eagle.

Развитие постцифровых технологий

Эксперты, опрошенные консалтинговой компанией Accenture в начале 2019 года, предсказывали, что цифровая экономика будет развиваться на основе четырех технологий — это искусственный интеллект (ИИ), технологии распределенных реестров (основная область использования — криптовалюты), расширенная реальность и квантовые вычисления. Наивысший приоритет 41% респондентов отдают искусственному интеллекту. То, что технологии ИИ внедряют все больше компаний, подтверждает и отчет консалтинговой компании Deloitte.

Программы на основе ИИ используют для поиска пропавших людей, защиты диких животных и предотвращения аварий на дорогах. Вместе с тем роботизация производств потребует решения новых проблем: по прогнозам консалтинговой компании McKinsey, к 2030 году работы могут лишиться от 400 до 800 млн человек.

Серьезные изменения претерпевает сфера торговли. Продавцы предлагают все более персонифицированные продукты и услуги, основываясь на данных «цифрового следа» каждого человека. По мнению Deloitte, в ближайшее время магазины начнут использовать камеры и датчики, чтобы отслеживать и анализировать перемещения покупателя и выявлять, какие товары привлекают больше внимания. Это также позволит персонифицировать рекламные предложения.

Рост потребительского интереса к теме устойчивого развития

Интерес покупателей к теме устойчивого развития растет во всем мире. 86% европейских ритейлеров отметили рост продаж экотоваров. Исследование, проведенное платформой поиска модных вещей Lyst, показало, что в 2019 году пользователи Lyst на 75% чаще пользовались поиском по словам, связанным с экологией, по сравнению с прошлым годом, и на 80% чаще интересовались понятиями инклюзивной моды.

По данным компании Nilsen (проводит независимые маркетинговые исследования), 62% потребителей в России готовы изменить свои предпочтения в покупке продуктов, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В 2019 году продажи товаров с обозначениями «эко», «био» и «натуральный» в России выросли на 39%.

«Климатическая забастовка» и другие слова года

Создатели Оксфордского словаря объявили словом года «climate emergency» («чрезвычайная климатическая ситуация»). В этом году словосочетание использовали в сто раз чаще, чем в прошлом. В шорт-лист словаря вошли и другие связанные с экологией понятия: «climate action» («борьба с изменением климата»), «climate denial» («отрицание изменений климата»), «eco-anxiety» («экологическая тревога»), «extinction» («вымирание»), flight shame («стыд за перелеты»).

Главным словом 2019 года, по версии словаря Collins Dictionary, стало сочетание «climate strike» («климатическая забастовка»). В список попало также понятие «rewilding» («возвращение среды в естественное состояние, каким оно было до вмешательства человека»).

Кембриджский словарь назвал словом года «upcycling» («апсайклинг, вторичное использование старых вещей»). Слово появилось в онлайн-словаре в декабре 2011 года, с тех пор количество соответствующих запросов на сайте выросло на 181%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор:

Анастасия Кокоурова