Китай инвестирует в «чистые» технологии сотни миллиардов, являясь лидером на рынке солнечной и ветряной энергетики. Чтобы догнать главного экономического конкурента, в США приняли закон, поддерживающий «зеленые» отрасли, — Tesla и Ford объявили о создании на родине новых производств. Почуяв, что «чистые» технологии убегают, чиновники ЕС задумались о стимулах для бизнеса вместо углеродного налога. Тем временем в России «зеленые» инновации получают крохи господдержки и инвестиций. Plus-one.ru разбирался, как страны ведут технологическую гонку, а Китай выбился в лидеры.
Следуя Парижскому соглашению, мир пытается удержать глобальное потепление в пределах 1,5 °C. Пока получается плохо. Мировые выбросы от сжигания ископаемого топлива продолжают расти. В 2022 году человечество побило рекорд 2019 года и установило новый — 36,6 гигатонн CO2.
С текущим уровнем выбросов к 2100 году температура на планете вырастет более чем на 3°C. Это приведет к увеличению числа и интенсивности наводнений, засух, лесных пожаров, подъему океана, распространению болезней, миллионам климатических беженцев. Чтобы избежать катастрофы, необходимо свести поступление СО2 в атмосферу к нулю. Критически важно отказаться от нефти, газа и угля, ведь на энергетику и промышленность приходится почти 80% всех выбросов парниковых газов.
Активнее всего «озеленяться» должны страны с наибольшим количеством выбросов — это США, Китай, государства ЕС, Россия, Индия.
Первые три стали драйверами развития экоинноваций еще во времена действия первого международного соглашения по климату — Киотского протокола, принятого в 1996 году. С тех пор рынок технологий по сокращению выбросов вырос с нуля до $35,5 млрд. В ближайшие семь лет аналитики прогнозируют ежегодный рост до $630 млрд.
Крупнейшие технологические рынки — это ветряная и солнечная энергетика, а также электромобили. Правительства стран разрабатывают все новые меры, чтобы возглавить гонку «зеленых» инноваций.
До последнего времени бизнесу было выгодно размещать производство за пределами США, где дешевле рабочая сила и энергия. В 2022 году ситуация изменилась: президент Джо Байден добился принятия закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), одна из целей которого — развитие «зеленых» отраслей. В минувшем феврале компания Ford объявила, что вложит $50 млрд в производство литиевых батарей для электромобилей и построит в штате Мичиган завод за $3,5 млрд. А Tesla решила перенести из Германии в США производство элементов питания для своих электрокаров.
Ожидается, что до 2030 года налоговые льготы и субсидии помогут привлечь на модернизацию американской энергетики $3,5 трлн. Ежегодно более $20 млрд будут вкладываться в электромобили, технологии хранения и улавливания СО2. Через семь лет инвестиции в ветряные и солнечные станции в стране вырастут вдвое, до $321 млрд. К тому же сроку закон позволит снизить национальные выбросы СО2 на 40% от уровня 2005 года.
Но IRA действует не одна. У нее есть друг — BIL (Bipartisan Infrastructure Law). Он старше ИРА на год. В офисе Байдена шутят, что «эта сладкая парочка спасет планету». БИЛ создал внутренний спрос на новые энергосистемы, зарядные станции и дамбы ($350 млрд выделено на обновление инфраструктуры — мостов, дорог, электросетей; почти $50 млрд — на защиту от стихийных бедствий, связанных с изменением климата), а ИРА сделала выгодным применение «зеленых» технологий в этих проектах.
Как пояснял Plus-one.ru нобелевский лауреат Игорь Башмаков, закон о снижении инфляции стимулирует компании размещать производства «зеленых» технологий внутри страны, чтобы получить существенную поддержку государства.
БИЛ и ИРА могут помочь США вернуть первенство в производстве солнечных панелей. Еще в 60-х и 70-х годах XX века американские компании доминировали на мировом рынке солнечной энергии. Однако в 1980-м утратили лидерство, продав патенты Японии и Китаю. Те довели технологию до совершенства, что сделало ее в разы дешевле. Сегодня в тройке крупнейших в мире «солнечных» компаний нет американских.
Кроме того, американский бизнес развивает технологии энергоэффективности, улавливания СО2 и производства цемента без выбросов парниковых газов. Фонды Билла Гейтса, Майкла Блумберга, Джеффа Безоса и Илона Маска готовы вложить в такие климатические технологии миллионы.
После появления ИРА в ЕС заговорили о том, что аналогичный закон нужен и странам союза, иначе из него сбежит не только Tesla, но и собственные производители: планы по развитию «зеленой» экономики есть у США, Японии, Канады и КНР. При этом Китай, переживают чиновники, направляет на поддержку технологий будущего такие огромные субсидии, что становится непонятно, какова их реальная цена. Те же обвинения звучат в адрес США.
До американского закона об инфляции дела у Европы шли гладко. В 2019 году был принят «Зеленый курс ЕС», который должен был привести страны союза к углеродной нейтральности к 2050 году. Одним из инструментов выбрали налог на выбросы СО2 от промышленности. По задумке европейцев, он должен был стимулировать предприятия переходить на «чистые» технологии. Однако опыт американцев уже доказал, что ограничения действует хуже, чем преференции, считает Игорь Башмаков.
1 февраля европейцы представили план по достижению углеродной нейтральности. Чиновники указывают, что в ближайшие годы различные программы поддержки позволят направить на развитие «зеленых» технологий около €390 млрд, но конкретных сроков в документе нет. Его составители возлагают надежды на свой рынок госзакупок объемом €2 трлн в год, который поможет создать спрос на экотехнологии.
Европейцы отмечают, что на глобальном рынке у них хорошие позиции в технологиях производства ветряных турбин и тепловых насосов (устройства, которые аккумулируют тепло из воздуха, воды или почвы и передают его внутрь здания), в то время как перспективы солнечных панелей не так велики. Также ЕС намерен инвестировать в разработку элементов литиевых батарей, водородные двигатели, электрификацию сельского хозяйства, научные исследования в области ВИЭ.
Несмотря на представленный план по «озеленению» промышленности, европейцы пока не предпринимают практических шагов для его реализации, полагают аналитики FT. Чиновники так и не дали преференций производителям электромобилей, что повлекло бегство Tesla в США.
Еще каких-то 20 лет назад КНР была европейской фабрикой. В 1986 году в городе Рончен в провинции Шаньдун датская компания Vestas построила первый в стране ветропарк. Вслед за этим проектом последовали и другие. Совместные предприятия позволили Китаю перенять технологии у ЕС и США, считает директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович.
Независимый эксперт по возобновляемой энергетике Татьяна Ланьшина отмечает, что сначала Китай покупал у европейцев лицензии на технологии, то есть внедрял их под «присмотром» партнеров. Так, немецкие компании Jacobs и REpower передали будущему китайскому гиганту в области ВИЭ Goldwind (годовой доход — $8,7 млрд) лицензии на выпуск ветрогенераторов мощностью 660 и 750 кВт. К середине нулевых в КНР совместно с иностранными компаниями стали проектировать ветротурбины. Со временем китайцы начали поглощать европейские компании, выкупая доли у зарубежных собственников. Так, в 2008-м Goldwind приобрел 70% акций немецкой компании Vensys. А в 2022-м китайская Envision выпустила самую большую в мире наземную ветротурбину мощностью 10 МВт.
Первенства в солнечной энергетике КНР добивалась по-другому, сосредоточившись на собственных научных разработках. За государственный счет создавались полигоны для испытаний солнечных батарей, ветряков, электромобилей. В результате стоимость панелей быстро снижалась, а страна освоила производство разных технологий для ВИЭ и электротранспорта. Купив месторождения кобальта в Конго, КНР обеспечила себя сырьем для выпуска новейших типов аккумуляторных батарей.
Китай обладает уникальной технологией производства сверхтонких солнечных панелей, говорит Владимир Сидорович. По словам эксперта, власти намерены ввести эмбарго на их экспорт, чтобы удержать лидерство на рынке. А в феврале китайская компания JinkoSolar сообщила о создании технологии по утилизации солнечных модулей, позволяющей перерабатывать 92% используемых в них материалов. И в ближайшие пять лет китайцы планируют инвестировать в «чистые» технологии еще $280 млрд.
И вот уже американцы не могут запустить линию по выпуску электромобилей без помощи китайских партнеров. Ford заявил о сотрудничестве с производителем батарей Amperex Technology Co. Limited (CATL), даже несмотря на обвинения в потакании коммунистической угрозе.
В 2021 году правительство РФ сократило на 20% объемы поддержки проектов на основе возобновляемых источников энергии. До 2035 года на ВИЭ будет выделено всего 360 млрд руб. ($4,8 млрд). Тогда же глава Минприроды Александр Козлов рассуждал о перспективах систем хранения СО2 в России, но необходимых технологий в стране не появилось, программ их поддержки — тоже. До своего отъезда из России прошлой весной спецпредставитель президента РФ по вопросам сотрудничества с международными организациями Анатолий Чубайс лоббировал создание рынка водородных проектов. На развитие водородной энергетики власти собирались потратить 9 млрд руб. ($119 млн) до 2024 года. Санкции серьезно ограничили возможности закупки импортного оборудования и комплектующих, что необходимо для создания передовых производств. Сейчас кажется, что появление российских «зеленых» технологий можно будет назвать чудом.
Впрочем, запереть «зеленые» технологии внутри одной страны — плохая идея. Такая тенденция будет скорее вредить, чем содействовать устойчивому развитию мира, говорится в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Чтобы мы преодолели климатический кризис, экоинновации должны стать такими же доступными, как холодильники, стиральные машины и компьютеры.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Наталья Парамонова