«Я как будто отправляю эту одежду в новую жизнь»

Маркетолог и предприниматель из Петербурга Маргарита Тихонова открыла секонд-хенд, чтобы помогать природе и общаться с людьми. Она рассказала Plus-one.ru, как торговать подержанными вещами, сколько можно заработать на стиле и может ли магазин одежды и аксессуаров «из вторых рук» стать основным источником дохода.

Владелица секонд-хенда Popupsecondhand Маргарита Тихонова

Почему секонд-хенд?

Идея открыть свой секонд пришла мне два года назад, когда мы с подругой обсуждали находку: классное винтажнее платье, привезенное из заграницы, — мы тогда много путешествовали — и вдруг поняли, что можно не только себе что-то красивое привозить, но и делиться этим с другими.

Своим проектом мне хочется сделать понятие «секонд хенд» модным и полезным. Многие хотели бы пользоваться вещами «из вторых рук», но не знают, где искать, или у них не получается находить «сокровища» в комиссионных магазинах и на барахолках среди большого числа разномастных вещей. А мне это нравится.

Офлайн или онлайн?

Поначалу мы были офлайн-проектом: поставили несколько вешалок с одеждой в Zero Waste-магазине подруги. Потом она уехала в Москву, и я выбрала другой формат: теперь все вещи собраны у меня дома, я их привожу в порядок, фотографирую, организую примерку. Офлайн-магазин превратился в онлайн, теперь у него есть аккаунт в Instagram.

Одежда из секонд-хенда Popupsecondhand

Есть свои особенности и в том, и в другом формате. Реальный магазин — это издержки в виде аренды и зарплаты продавцу, а у покупателей часто нет времени, чтобы приехать, выбрать и купить одежду. Виртуальный — намного современнее, удобнее и дает более широкий охват. Кстати, мои вещи носят в Германии и в Испании. Даже в Америку я две посылки отправила. Онлайн мне больше нравится!

Откуда берутся вещи?

Одежду я покупаю либо за границей, либо нахожу на наших питерских барахолках, как на Удельной, что-то мне отдают на реализацию. Часть вещей мои собственные, например, те, что стали малы.

Кто покупает?

По моим наблюдениям, покупательницы делятся на три категории. Одни ни разу не покупали ничего не нового. Поэтому они немного переживают, для них секонд-хенд — довольно необычный формат. Они приходят за конкретной вещью — она так понравилась на картинке, что они решаются на покупку. Вторая часть покупательниц — их больше — те, кто давно покупает в секонд-хендах. Им нравится сама идея. Я поначалу думала, что таких людей будет меньше, но приятно, что все оказалось наоборот — многие мои клиенты с секондом «на ты», их не смущают особенности такого формата. Они не спрашивают, откуда эта вещь, из химчистки ли она, не бегут сами ее в химчистку сдавать. Они понимают, что одежда обработана и подготовлена к продаже.

Наверное, третья категория — девушки, которым не нравится масс-маркет, они не хотят ходить в шумный большой магазин или торговый центр. Им нравится, что можно прийти ко мне домой, спокойно померить. В торговых центрах люди часто теряются, чувствуют себя неуверенно. А в небольших секондах за них уже отобрали лучшее: тут 30, а не 300 вещей, но самых-самых.

Зачем этим заниматься?

Моя основная работа — руководство собственным маркетинговым агентством, еще я читаю лекции по маркетингу для студентов. А секонд-хенд я открыла из экологических побуждений и любви к моде. Я стала своего рода первооткрывателем в своей тусовке, это было что-то новенькое для всех.

Для меня это просто хобби — совсем не ради денег, а ради знакомств и развития самого формата. Я так радуюсь, когда вещь долго висела, а потом пришла девушка — и нашла то, что так давно искала, именно «это» платье или юбку. Я как будто отправляю эту одежду в новую жизнь.

Одежда из секонд-хенда Popupsecondhand

Мне нравится напрямую общаться с покупательницами. Мне не хочется отдавать кому-то ни доставку, ни упаковку, хотя у меня много сотрудников по другим проектам. Я сама эту одежду собирала, искала. Мне нравится, что это уютное и камерное дело, связанное со знакомствами.

Какой доход приносит секонд-хенд?

Оборот магазина сложно назвать стабильным, особенно с учетом карантина. В среднем мой план — десять проданных вещей в неделю. Конечно, есть еще элемент сезонности, и это надо учитывать, и если я куда-то уезжаю, то продажи тоже откладываются.

При средней цене вещи 2 тыс. руб. — в месяц при несложной загрузке может получаться от 20 до 50 тыс. руб. Я не делаю большую наценку, закладываю только издержки на химчистку, стирку, глажку и свое потраченное время, так складывается цена. Знаю секонды в Москве — они гораздо масштабнее и у них больше доход.

Еще мне рассказывали про секонд в Питере, где покупают вещь на барахолке за 200 руб., а у себя выставляют за 8 тыс. руб. Но мне неинтересно зарабатывать только на разнице в цене. Мне важно совсем другое — дарить одежде новую жизнь, находить уникальные «сокровища» по всему миру, помогать планете и общаться с людьми.

Как можно развиваться?

Мне бы очень хотелось, чтобы у нас люди понимали, что покупать что-то не новое — это нормально. В Нью-Йорке есть целые магазины аренды одежды — когда тебе нужно что-то особенное на один раз, например, малиновое платье на свадьбу подруги. Ты просто арендуешь его на денек или на выходные, а потом приносишь обратно. Или берешь что-то в отпуск, а потом возвращаешь. Или даже горнолыжный костюм — зачем его покупать на один или два раза? Там это отлаженный бизнес, и поначалу у меня была идея повторить этот формат здесь, но не уверена, что люди в Петербурге готовы к этому. Хотя я не оставляю мысли пообщаться с владельцами такого бизнеса в Америке, узнать у них, как он работает. И, возможно, когда-нибудь получится сделать что-то похожее у нас.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анна Тятте