Ответственное потребление (англ. responsible consumption; также: разумное, устойчивое потребление) — рациональный подход к покупке и использованию товаров и услуг, направленный на минимизацию ущерба окружающей среде и социальных издержек — по принципу «не делать того, что ставит под угрозу потребности будущих поколений».
В XX веке избыточные потребление и производство привели к нерациональному расходованию природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, выбросам парниковых газов и другим экологическим проблемам, а также социальным издержкам.
На конференциях ООН проблема перехода к ответственному потреблению в глобальных масштабах обсуждается с 1970-х годов. В 1994 году на Симпозиуме по устойчивому потреблению в Осло были сформулированы его основные принципы:
Ответственное потребление должно удовлетворять базовые потребности;
Оно должно улучшать качество жизни;
При нем — на протяжении всего жизненного цикла товара — должны сводиться к минимуму:
— Расходование природных ресурсов;
— Использование токсичных материалов;
— Образование отходов и выбросы загрязняющих веществ.
Сегодня «обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» — одна из 17 Целей устойчивого развития, утвержденных ООН на период до 2030 года. Она включает 11 задач, как конкретных, так и общих: от сокращения вдвое общемировых объемов пищевых отходов на душу населения до содействия развивающимся странам «в наращивании их научно-технического потенциала для перехода к рациональным моделям потребления и производства».
Устойчивое потребление подразумевает:
Потребление только необходимого, отказ от того, что в действительности не повышает качество жизни;
Отказ от всего одноразового (включая пакеты, посуду, упаковку), всего, что сразу же после использования превращается в отходы и загрязняет окружающую среду;
Использование продукции с максимально длительным жизненным циклом — чем долговечнее вещь, тем лучше (в идеале для нее должно найтись применение и после того, как она отработает свое);
Минимизацию углеродного следа услуг и товаров (в частности, предпочтительны локальные продукты, которые не пришлось везти через полмира, генерируя выбросы от сжигания топлива);
Покупку продукции устойчивых брендов — компаний, которые стараются сократить свое воздействие на окружающую среду и придерживаться принципов социальной ответственности;
Аренду вместо покупки — если это возможно, всегда лучше поступать именно так;
Минимизацию образования отходов — в том числе с помощью продажи ненужных вещей, их шеринга, апсайклинга, передачи в благотворительные секонд-хэнды, на своп или на переработку.