«Второе дыхание»: повторное использование и переработка текстиля

Последние полгода Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс фонда «Второе дыхание» по созданию инфраструктуры раздельного сбора, сортировки и перераспределения текстиля для повторного использования и переработки.

Вызов

В России ежегодно образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), из которых утилизируется 4-7%, половина — путем сжигания. В зависимости от региона, доля одежды и текстиля в объеме образования отходов варьируется от 3 до 7%. Только жители Москвы производят более 450 тыс. тонн отходов текстильных изделий в год.

Более 90% ТКО (минимум два миллиона тонн текстиля) попадает на полигоны или несанкционированные свалки, которых, по данным Росприроднадзора, в 2019 году насчитывалось 27 тыс. Большинство полигонов (не говоря о свалках) не соответствует экологическим критериям: в 2019 году из 1155 полигонов, включенных в госреестр объектов размещения отходов, только 48,8% соответствовали требованиям.

При попадании в смешанный мусор текстиль теряет свои потребительские свойства (впитывает влагу и запахи, смешивается с другими отходами), становится непригодным для повторного использования или переработки. На свалках текстиль разлагается от 20 до 200 лет, выделяя опасные газы, загрязняя почву и атмосферу. По данным Генпрокуратуры. существующие свалки и полигоны угрожают жизни и здоровью более 17 млн россиян.

Свыше 60% городских отходов — потенциальное вторичное сырье для переработки и реализации. Хотя потенциал переработки ТКО оценивается в $1,5-2 млрд, в 2016 году вся отрасль управления отходами экспертами Высшей школы экономики оценивалась в $1,4 млрд. К 2024 году, согласно нацпроекту «Экология», перерабатываться должно 36% ТКО. Хотя новая система на основе расширенной ответственности производителя (РОП), когда импортеры и производители товаров платят за утилизацию поставленной на рынок продукции, была запущена в 2019 году, анализ результатов ее подготовки выявил системный кризис отрасли, обнаружили в СПЧ и Общественной палате: инфраструктура по обращению с отходами не создается ни государством, ни бизнесом.

В крупных городах страны нет централизованной системы приема ненужной одежды от населения: региональные операторы по обращению с отходами не занимаются сбором одежды — проблема решается на уровне некоммерческих организаций и гражданских инициатив. Россия импортирует секонд-хенд, хотя рынок мог бы развиваться за счет внутреннего сбора.

По данным Росстата, почти 15% российских семей в 2018 году хватало денег только на еду, покупка одежды была для них практически недоступна. Среди многодетных семей показатель составил 28,3%, среди семей из неработающих пенсионеров — 30,4%.

Решение

Фонд «Второе дыхание» — одна из крупнейших организаций в стране, занимающихся сбором, сортировкой и перераспределением текстиля, бывшего в употреблении, для повторного использования и переработки. В задачи фонда входят развитие инфраструктуры сбора и перераспределения одежды, организация переработки изделий из натуральных материалов, принятых от населения и партнеров (сотрудничество с бизнесом), повышение информированности граждан о сборе и переработке одежды и домашнего текстиля.

С 2015 года фонд собирает одежду в специальные контейнеры, установленные в городах, — собственными силами и с отраслевыми партнерами из индустрии быстрой моды, которые организуют акции приема одежды в своих магазинах. Также принимаются на переработку брак и сток-текстиль.

Вещи сортируются и очищаются от мусора (отсортировываются заплесневелые, слишком загрязненные и неподходящие для переработки вещи, чтобы они не загрязняли конечный продукт). Фонд никогда не перерабатывает то, что можно носить. Отсортированная по составу (синтетика, шерсть и хлопок) и цвету одежда со срезанной фурнитурой отвозится на переработку к партнерам либо перерабатывается в собственном цеху. Часть наиболее ликвидной одежды реализуется в магазинах фонда, часть пригодной для ношения — передается организациям, направляющим ее малоимущим людям.

Главная проблема проекта — неоднородность сбора одежды в разных городских локациях. Бизнес-модель строится на том, что часть собранной одежды продается, чтобы окупать затраты по проекту. Для рентабельности магазинов и заинтересованности оптовых клиентов в сотрудничестве нужно поддерживать сбор качественной одежды известных брендов. С развитием проекта это становилось все сложнее: СМИ искажали информацию о его целях и задачах, некоторые организации стали использовать контейнеры для «утилизации» брака и ветоши. Логистическая нагрузка, загруженность складов возросли, увеличились расходы. Количество вещей, обеспечивающих монетизацию проекта, сокращалось.

В начале 2019 года стало понятно, что увеличение объемов поступающей одежды обратно пропорционально влияет на маржинальность. Авторы инициативы проанализировали сбор со всех контейнеров и присвоили им индивидуальные номера — от 1 до 4, в зависимости от качества вещей, которые в них попадали. «1» получили контейнеры с самым качественным сбором, «4» — с наибольшим количеством мусора и ветоши. Самые «плохие» контейнеры приносили больше всего одежды. Далее на контейнерах изменили текст (расставили акценты, расположили удобно для чтения), провели семинары и разъяснительную работу с жителями и экоактивистами. В некоторых случаях это дало результаты, в некоторых — пришлось переставить контейнеры в другие точки.

Введение нумерации контейнеров повлияло на систему мотивации координаторов по работе с партнерами: фонд стал пристально отслеживать структуру и динамику сбора, сотрудники получили возможность контроля процессов, добиваясь сбора нужного количества вещей в хорошем состоянии.

При поддержке и участии «Второго дыхания» проводятся знаковые для отрасли мероприятия. На Fashion Revolution Week фонд представил тематические активности по осознанному потреблению и творческому подходу к повторному использованию текстиля. Фонд выступил одним из организаторов «Апсайкл Феста 2019» и мультимедийной выставки «Вторая жизнь вещей».

Результаты и рекомендации

По состоянию на май 2020 года, инфраструктурой фонда пользуются более 200 тыс. человек в Москве, Казани, Ярославле, Костроме, где действует 120 пунктов сбора, а также в городах присутствия партнеров (89 НКО из 18 регионов страны). С момента запуска проекта в 2015-м собрано и перераспределено более 1 400 тонн одежды. Свыше 50 тыс. человек получают вещевую помощь, более 80 человек из социально незащищенных групп трудоустроены в проекте. Низкопороговую помощь получают около 15 тыс. человек, живущих за чертой бедности.

В 2018 году проведены 62 просветительские акции в офисах, учебных заведениях, на городских мероприятиях, открылось семь бесплатных магазинов для 400 сотрудниц домов престарелых и психоневрологических интернатов в Костромской, Новгородской, Тульской, Ивановской областях. В приюты для животных в Москве и Костроме передано 949 кг одежды. В открытие собственного цеха переработки, закупку оборудования, оплату труда сортировщиков, грузчиков и междугородную логистику вложено более 3 млн руб. 2,8 млн руб. потрачено на досортировку, подготовку к выдаче и доставку в девять регионов 43,6 т одежды.

В 2019 году около 20% контейнеров было размещено в новых точках, а их число в Москве выросло вдвое (с 63 до 130), произошел отказ почти от всех контейнеров с номером «4», что помогло повысить качество принимаемой одежды. По итогам года сеть для оказания гуманитарной помощи в регионах выросла на 170%, собрано 726,8 т одежды и текстиля, из которых партнерам передано 118 т.

Новые решения и наработки фонда ощутимо меняют структуру работы с отходами. Особенно заметно это в городах: развивается культура ответственного потребления; благодаря совместным акциям с коммерческими компаниями — например, с IKEA — появляется все больше пунктов приема вторсырья, повышается доступность раздельного сбора для жителей.

Эффективность любого социального сервиса нужно анализировать, исходя из объективных показателей, отмечают в фонде. Речь идет не только о контейнерах и собранной одежде — параметры для конкретных проектов разнообразны. Главное — четко их обозначить и проводить количественные измерения в течение продолжительного времени, для обнаружения закономерностей и перенастраивания системы при необходимости.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Автор

Алексей Шаповалов