Четыре причины, почему мы будем скучать по IKEA

5 июля IKEA должна была провести онлайн-распродажу своих товаров перед тем, как окончательно уйти из России. Из-за наплыва покупателей сайт шведской компании не выдержал — и шопинг-кампанию перенесли на день. Чем запомнится нам IKEA, суммировал Plus-one.ru.

Магазин IKEA Химки, Московская область

Высокое качество и низкие цены

Как говорится на сайте IKEA, «низкие цены — это краеугольный камень бизнес-идеи и концепции компании». Главная цель концерна в том, чтобы красивые и удобные товары для дома были доступны каждому и улучшали повседневную жизнь людей. Поэтому создание любого товара IKEA всегда начинает с формирования привлекательной цены. Затем разработчики и дизайнеры концерна вместе с местными поставщиками работают над снижением стоимости производства, внедряя инновационные технологии, которые позволят совместить новаторские идеи, стильный дизайн и свести к минимуму отходы. По оценкам самой IKEA, в пуле ее поставщиков значится 1 350 фирм из 50 стран мира.

Среди российских производителей, сотрудничавших с IKEA, — «Аскона» (матрасы), «Ангстрем» (фасады для кухонь и каркасы для кроватей), Cleanelly (полотенца), «Ластра» (стеллажи и полки), Кожпроммебель (кожаные диваны), «Шуйские ситцы» (постельное белье). Но купить что-то похожее на товар из IKEA удастся только у «Шуйских ситцев» — ищите на популярных маркетплейсах.

Снижение стоимости стало возможным и благодаря уникальному конструкторскому решению — IKEA предоставила возможность каждому покупателю собирать свой товар самому, используя пошаговую инструкцию с картинками. За счет этого удалось уменьшить объем используемой упаковки.

Кроме того, компания постоянно проводила распродажи старых коллекций, а в каждом магазине обустроила отдел уцененных товаров. В мае 2021 года IKEA объявила, что превратит эти подразделения в Центры экологии и экономии с учебными зонами, где покупатели могли бы не только выгодно купить продукцию компании, но и посмотреть видеоролики по реставрации, ремонту и персонализации мебели своими силами.

1 / 0

Центры по переработке и ремонту мебели

Пилотный проект по утилизации мебели IKEA запустила в конце 2019 года и собрала тогда 250 тонн старых шкафов, кроватей и тумбочек, которые использовала для производства новых товаров. На постоянной основе для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и их областей сервис заработал с 29 апреля 2021 года. Компания объявила, что принимает мебель любого производителя, в том числе из массива дерева и древесных плит.

Утилизация старой мебели — часть программы IKEA по развитию циклической экономики. Ранее, осенью 2020-го, концерн начал принимать на переработку ПЭТ-бутылки и бумажные стаканчики из-под горячих напитков. В планах IKEA было превращать их в ПЭТ-хлопья, а затем делать из них волокно для набивки кресел, подушек и одеял. Шведы планировали, что уже к 2030 году будут перерабатывать 100% своих отходов, на тот момент показатель составлял 70%.

IKEA — один из первых ритейлеров в России, кто начал принимать на переработку ртутьсодержащие лампы, батарейки и аккумуляторы.

А в 2020 году IKEA запустила акцию «Обратный выкуп», в рамках которой покупатели в 27 странах, в числе которых Австралия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и Россия, могли продать компании предметы интерьера ее производства в пределах половины первоначальной цены. Выкупленная мебель отправлялась в отдел уцененных товаров или на переработку.

Солнечные панели на крыше магазина IKEA в Европе

Заводы возобновляемой энергетики

Наряду с отраслью переработки IKEA активно занимается развитием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В апреле 2022 года стало известно, что владеющая магазинами IKEA компания Ingka Group приобрела девять проектов солнечных парков в Германии и Испании на сумму $340 млн. Так руководство собиралось покрыть нужды всех магазинов и складов IKEA в двух странах, сделав работу Ingka Group там углеродно-нейтральной.

Такой же сценарий концерн реализовывал и в России. В 2021 году компания объявила о намерении купить 49% акций трех предприятий, владеющих восемью фотоэлектрическими парками в Волгоградской и Астраханской областях, а также в Башкирии. Инвестиции оценивались в 21 млрд рублей. Энергомощность солнечных электростанций составляла 160 мегаватт. Ingka Group рассчитывала, что они смогут обеспечить электричеством все 17 магазинов IKEA и часть торговых центров «Мега» в России.

1 / 0

Лучшие практики по устойчивому развитию

IKEA выделила три цели главных направления своей программы устойчивого развития. Первое из них — «здоровая и экологичная жизнь дома». Цель компании — к 2030 году вдохновить более 1 млрд человек улучшать повседневную жизнь дома, следуя принципам ответственного потребления. Например, канадский офис концерна выпустил подборку инструкций, которые могут дать вторую жизнь надоевшим, неисправным или ненужным товарам: как превратить подсвечник в цветочный горшок, пластиковые сумки — в кашпо, шкаф — в улей.

Второе направление — «забота о климате и циклическая модель». Шведы стремятся положить конец зависимости ритейлеров от неперерабатываемого пластика и ископаемого топлива, а также добиться углеродной нейтральности. Для этого компания не только покупает фабрики по производству возобновляемой энергии, но и высаживает деревья: например, создала более 1 тыс. лесов в американском штате Флорида. В России в 2021 году IKEA запустила онлайн-игру, посвященную сортировке и переработке отходов. Участникам предлагалось распределять отходы по контейнерам для вторсырья и смешанных отходов, зарабатывая скидочные баллы и претендуя на денежный приз.

Третье направление — «справедливое отношение и равные возможности». В частности, IKEA внедряет международные стандарты труда, следит за безопасностью рабочих мест, развивает инклюзивные практики. В 2019 году компания выпустила коллекцию мебели для людей с ограниченными возможностями здоровья — с нарушениями опорно-двигательного аппарата или зрения. В линейку товаров вошли столы без острых углов и скользких поверхностей, кресла с высокой спинкой и регулируемой подушкой под шею, широкие стулья.

IKEA заботится и о животных. В начале 2020 года компания IKEA запустила в России акцию по поиску хозяев для бездомных собак и кошек. На сайте ритейлера появился раздел «Домой с другом», где были опубликованы истории животных из приютов 10 российских городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Уфы, Нижнего Новгорода, Омска, Казани, Уфы, Новосибирска, Самары, Екатеринбурга.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Сувлехим Такац