Из-за санкций благотворительные и общественные объединения столкнулись с серьезными проблемами. Власти РФ рассматривают различные варианты их поддержки. Что может помочь фондам выжить, разбирался Plus-one.ru.
Новости о том, что та или иная международная компания останавливает свою деятельность в России, появляются каждый день. Исключением не стали даже фармакологические гиганты — американские Eli Lilly, MSD и Pfizer, швейцарская Novartis, немецкая Bayer и французская Sanofi. Они заявили о приостановке инвестиций и исследований новых клинических препаратов в РФ. Во всех компаниях уверяют, что поставку жизненно необходимых лекарств и вакцин прекращать не собираются.
Ситуацию усложняет логистический хаос. Как пишет «Ъ», «большинство маршрутов из Европы, ранее задействованных для поставки товаров в Россию, сейчас или полностью заблокированы, или функционируют в режиме высокой степени напряжения». Все это происходит на фоне сильных колебаний курса рубля. Иностранное медицинское оборудование и расходные материалы уже подорожали на 20-70%, сообщали «Ведомости».
Все это крайне негативно сказывается на деятельности благотворительных фондов, пациенты которых в основном зависят от иностранных лекарств, а некоторые, как, например, подопечные фонда помощи хосписам «Вера», — от специализированного лечебного питания, которое тоже производится за рубежом.
Согласно информации Агентства социальной информации, в ближайшее время члены Общественной палаты РФ представят в правительство РФ и Госдуму план мер по поддержке социально ориентированных НКО. Среди них — снижение тарифов при уплате страховых взносов, введение отсрочки по отчетности, мораторий на проведение плановых проверок, предоставление субсидий на возмещение расходов на оплату труда.
Plus-one.ru раcспросил представителей различных НКО о том, какая поддержка им нужна и с какими проблемами они сталкиваются. «Для нас большой поддержкой была бы помощь в закупке препаратов по фиксированным ценам, так как из-за колебания курса и сложностей с логистикой стоимость лекарств сильно растет», — отметила директор «Фонда борьбы с лейкемией» Ануш Овсепян. «В детской онкологии от 50 до 90% расходных материалов, оборудования и лекарств — зарубежные. Это значит, что в связи с ростом курса валют все будет стоить в разы дороже», — добавляет директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова.
По словам Ануш Овсепян, жизнь благотворительных организаций облегчат временное освобождение от налоговых выплат и отсрочка по сдаче отчетности в Минюст. Вместе с тем филантропы ожидают выделение дополнительных субсидий и грантов, направленных на уставную деятельность.
С Ануш Овсепян соглашается специалист фонда «Второе дыхание» (помогает детям с тяжелыми редкими заболеваниями) Софья Горенкина, добавляя, что в современных реалиях именно благодаря государственным конкурсам ее организация сможет реализовывать масштабные проекты. «Также нам бы помогли пересмотр льгот на оплату административных расходов, в частности аренды, и уменьшение налогооблагаемой базы при переводе денежных средств на поддержку НКО от юридических лиц», — перечисляет Горенкина.
Однако не все некоммерческие организации однозначно положительно относятся к госконтрактам. «Поддержка НКО чаще всего ограничивается грантами и, как мы видели во время пандемии, льготными кредитами. Это важные меры, но они носят заявительный характер, а гранты и вовсе делают НКО конкурентами за получение помощи от государства», — объясняет директор Фонда «СПИД.ЦЕНТР» Сергей Абдурахманов. По его словам, для поддержки фондов важно снижение ставки НДФЛ для сотрудников некоммерческого сектора до уровня самозанятых — это не только сократит затраты, но и снизит риски сокращения людей за счет переноса задач со штатных работников на самозанятых исполнителей.
Директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова отметила, что ее фонд никогда не получал госфинансирования, в том числе в виде грантов, и поэтому будет «надеяться только на наших благотворителей: людей и компании». Но привычная схема получения пожертвований через международные платежные системы из-за санкций нарушилась, и из-за этого НКО фиксируют серьезный спад объема собираемых средств. «Наш фонд был вынужден отключить все ежемесячные подписки PayPal на общую сумму около 400 тысяч рублей в месяц, так как сервис теперь недоступен в России. Apple Pay и Google Pay также перестали работать: 1025 подписок на ежемесячные пожертвования на сумму почти 1 млн рублей были отключены. Отписки от ежемесячных пожертвований в других системах платежей увеличились вдвое — уже на 300 тысяч рублей. Из-за проблем с платежными системами только за одну неделю в фонд не поступило 600 переводов на сумму 1,2 млн рублей. Почти все компании из списка приостановивших работу в России больше не могут гарантировать поддержку. Мы теряем 80 млн рублей в год. Поэтому мы не устаем повторять: если у вас есть возможность помочь фонду, сейчас это особенно важно», — говорит Екатерина Шергова.
PR-специалист «Ночлежки» Татьяна Баженова отметила, что бюджет благотворительной организации на 60% состоит из частных пожертвований и в марте количество прошедших платежей упало на 15%. «Мы заинтересованы в компенсациях банковских комиссий за переводы пожертвований. Сейчас из условных ста рублей мы получаем 93, а разницу отдаем банкам. Если брать сотни пожертвований, получается внушительная сумма, которая могла бы поддержать работу наших приютов для бездомных людей», — поясняет она. Татьяна Баженова добавляет, что «Ночлежка» продолжает работать в полную силу и 26 марта открывает в Петербурге ресторан «Вход с улицы» — проект транзитного трудоустройства бывших бездомных, а летом — приют для пожилых людей в Ленинградской области.
Сегодня в помощи нуждаются не только благотворительные, но и экологические организации.
«Мы столкнулись с тем, что бизнес вынужден урезать рекламные бюджеты, ввиду чего многие проекты приходится замораживать. Компании всегда охотно поддерживали экопроекты — благодаря их поддержке у нас была возможность проводить квесты, экоуроки и другие мероприятия для детей и взрослых. Кроме того, как и у других НКО, у нас упало количество пожертвований, все меньше рекуррентных платежей (регулярные автоматические списания средств с банковской карты. — Прим. Plus-one.ru). Основными источниками финансирования нашей деятельности остались гранты», — говорит PR-специалист МОО «Мусора.Больше.Нет» Мария Шекина.
По мнению президента «РусКлиматФонда» Марианны Мунтяну, несмотря на экономический кризис, важно не забывать про экологию и заниматься восстановлением утраченного биоразнообразия. «Крупномасштабные лесные пожары прошлых лет показали, что мы можем буквально за пару месяцев лишиться миллионов гектаров „зеленых легких“. Наша задача — восстановить их. Если мы этого не сделаем, то уже очень скоро пройдем точку невозврата и потеряем гораздо больше из-за стремительно меняющегося климата, что увеличивает частоту и интенсивность пожаров», — объясняет она. Марианна Мунтяну добавляет, что, помимо грантов, льгот на оплату аренды, коммунальных платежей и налога на землю, НКО поможет информационная поддержка: например, в виде социальной рекламы.
Уход с российского рынка международных компаний неизбежно приведет к сокращению перечня товаров, прошедших экологическую экспертизу и получивших экомаркировку, считает директор Экологического союза Юлия Грачева. «Мы уже предлагали комплекс мер по развитию „зеленой“ повестки, он актуален до сих пор. Во-первых, необходимо законодательно регулировать вопросы гринвошинга и необоснованного декларирования экологических свойств продукции. Во-вторых, — содействовать распространению информации о важности уменьшения нагрузки на природу предприятиями, которые производят потребительские товары. В-третьих, следует развивать инструменты „зеленых“ госзакупок. Но главная господдержка, которая нам всем сейчас нужна, — это стабилизация ситуации и планомерное развитие российской экономики», — резюмирует Юлия Грачева.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Маргарита Фёдорова