Вам звонят и предлагают спасти ваши сбережения — что делать?

Как мошенники используют экономические санкции против России для кражи денег

В 2021 году 73% россиян столкнулись с разными формами финансового мошенничества. Наиболее частым видом обмана оказались телефонные звонки от имени банков. Злоумышленники используют новостную повестку и действуют оперативно. Как рассказали в Центробанке (ЦБ), с начала марта 2022 года самыми распространенными были звонки с предложением срочно вывести сбережения, так как хранящиеся на счетах банков деньги будут недоступны. Новая схема связана с введением против России экономических санкций, часть из которых предполагает отключение банков страны от международной финансовой системы. Plus-one.ru разбирался, как действуют воры, можно ли им противостоять и чем пострадавший может себе помочь, если ограбление все же произошло.

«Лаборатория Касперского», разрабатывающая решения в области информационной безопасности, подтверждает, что кибермошенники постоянно придумывают новые способы обмана. Однако они часто используют одни и те же психологические приемы:

1

создают у человека ощущение надвигающейся опасности (например, рассказывают о возможной потере денег), подталкивая его таким образом к активным действиям;

2

вызывают у потенциальной жертвы чувство доверия (ссылаются на реально существующие организации, объясняют, по каким причинам возникла угроза «потери денег»);

3

предлагают «готовое решение» (обнадеживают, подсказывают, как можно «спасти средства»).

История одного ограбления

Психолог, коуч, основатель клуба доступной психологической помощи «PRO100 Психология» Светлана Дунаева рассказала Plus-one.ru, как в начале года стала жертвой злоумышленников. Телефонный звонок разбудил ее утром. Абонент представилась следователем и рассказала, что некая женщина (следователь назвала Ф.И.О.) пыталась взять на имя психолога кредит в Сбербанке, используя ксерокопию паспорта и нотариально заверенную доверенность. Женщина якобы сказала, что самостоятельно Светлана Дунаева заниматься оформлением кредита не может, так как лежит в больнице с коронавирусом. Сотрудники банка, по словам звонившей, заподозрили эту женщину и сообщили в полицию, где выяснилось, что та находится в федеральном розыске и на нее возбуждены уголовные дела за подобные мошенничества.

Далее разговор продолжился с «сотрудницей Центробанка», которая сообщила, что персональные данные психолога якобы скомпрометированы и злоумышленники теперь могут получить доступ к ее счетам и взять на ее имя кредиты. «Сотрудница ЦБ» предложила в целях безопасности снять в банкомате наличные со счета в Сбербанке и перевести их на «специальный резервный счет ЦБ». Помимо этого, Светлане Дунаевой рекомендовали получить кредит и также снять его наличными, чтобы мошенники не смогли воспользоваться такой опцией. Оперативно взять кредит пострадавшая смогла только в Сбере, остальные банки ей отказали. После того как «безопасный» счет оказался заблокированным, а звонившие перестали отвечать, психолог поняла, что стала жертвой мошенничества. Общая сумма похищенного составила 400 тыс. рублей.

Светлана Дунаева призналась, что в момент переговоров чувствовала со стороны звонящих заботу: они помогали ей спасать деньги, создавали безопасные условия, объясняли, что нужно делать и почему. Психолог предупреждает, что мошенники хорошо подготовлены: они очень много говорят и тем самым вовлекают человека в схему, из которой сложно вырваться. Ее расспрашивали, где она могла скомпрометировать данные и не была ли недавно в банке. В ответ сообщали, что сотрудники этого банка под подозрением, и просили вспомнить, не уходили ли они с ее паспортом. Звонящие предупредили Светлану Дунаеву, что ведут аудиозапись разговора и просили не выключать микрофон, пока она шла до банкомата. Затем общение перешло в мессенджер, который мошенники назвали более безопасным каналом, так как там не смогут подслушать.

«Когда это произошло, я действовала не как психолог, а как обычный человек. Утром я уязвима, мозг еще не работает, а эмоции — да. Мошенники всегда играют на наших слабостях. Не думаю, что я была в трансе, но и это не исключено, — иронизирует Светлана Дунаева. — Я слышала истории, когда людям звонили будто бы из банков, но про то, что представляются сотрудниками полиции, не знала. Так что, когда разговариваешь по телефону, подозревать нужно всех, особенно если общение о деньгах переводят в мессенджеры».

В ЦБ рекомендуют прерывать телефонный разговор, если звонит неизвестный и тема общения сводится к деньгам. Чтобы проверить сохранность денег на счете, нужно самостоятельно позвонить в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте банка. «Методы социальной инженерии остаются основным инструментом злоумышленников для хищения. При этом телефонное мошенничество является одним из главных каналов таких действий. Иногда злоумышленники могут использовать технологию подмены телефонного номера на официальный номер финансовой организации», — предупреждают в ЦБ.

Юристы о том, как вести себя во время подозрительных разговоров

Эксперты напомнили Plus-one.ru, что злоумышленники могут также представляться полицейскими, следователями, работниками различных государственных органов, Пенсионного фонда, МФЦ, газовой службы. По словам юристов, мошенники рассчитывают на эффект неожиданности, на то, что человек, к которому они обращаются, не готов к отпору и на него действует «магия должности» звонящего.

Юристы рекомендуют вообще не отвечать на неизвестные звонки. Если игнорировать их невозможно, тогда все подозрительные разговоры следует прекращать. Когда звонящий настойчиво представляется сотрудником полиции, можно попросить его назвать подразделение, в котором он служит, и предупредить, что вы хотите проверить, действительно ли он там служит. По мнению экспертов, скорее всего, подобной фразы будет достаточно, чтобы телефонный разговор завершился.

«Все рассказы звонящего о „секретности“ и „оперативной работе“ нужно решительно пресекать. Помните, что чем короче будет общение с таким „сотрудником“, тем лучше. Настоящий полицейский должен представиться и назвать подразделение, в котором он служит. Если имеются основания, полицейский предложит подойти к нему на службу, чтобы получить от вас объяснения по тому или иному вопросу», — объяснил Plus-one.ru частный адвокат Георгий Семеновский.

Юристы обращают внимание, что если звонящий ведет речь о расследовании, то он должен официально вызывать человека на допрос. По закону «О полиции» вызывать могут и письменно, и устно, в том числе по телефону. Допросы проводят только в рабочее время, поэтому следует просить звонящих вызвать вас повесткой, так как она считается уважительной причиной прогула.

Правовая и психологическая помощь пострадавшему

Светлана Дунаева говорит, что человеку, пострадавшему от телефонных грабителей, обязательно стоит подавать заявление в полицию, независимо от того, какая сумма была похищена. Чем больше данных вспомнит потерпевший, тем лучше для расследования. В ведомстве психолога предупредили, что преступников могут поймать, но деньги, скорее всего, вернуть не получится.

«Не надо себя ругать. Это не рок и не судьба, это стечение обстоятельств, предугадать которое невозможно. В таких ситуациях могут возникать чувства стыда или вины. Мы стесняемся своей ошибки и не хотим признать, что были наивными. Но с каких пор это стало плохим качеством? Вы не сделали ничего плохого. А мошенники знают, что совершают незаконные действия, они пользуются нашим доверием и незнанием», — объясняет Светлана Дунаева.

Психолог говорит, что всегда нужно искать подтверждения своим подозрениям во время разговора и прерывать его, чтобы проверить, реально ли существует звонящий сотрудник полиции или следователь. Тем, кто попал в неприятную ситуацию, нужно позаботиться о себе, искать поддержку у тех, в ком уверен, не стесняться просить помощи, пресекать разговоры, в которых вас называют глупым или упрекают в том, что вы не знали про подобные уловки мошенников.

«Не нужно избегать эмоций и бояться показать свою уязвимость, нужно искать выходы из ситуации. Раз мы в нее попали — значит, можем справиться. Такой опыт нужен нашей психике, и он не формируется самостоятельно. Начинайте совершать какие-то действия, чтобы прожить эту ситуацию достойно с вашей точки зрения. Самоподдержка творит чудеса: вы начинаете верить в себя и понимаете, что можете со всем справиться. И не забывайте, что деньги — это самый восстанавливаемый ресурс», — ободряет психолог.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Мария Разумова