В октябре в России впервые появились рестораны, получившие звезды самого авторитетного и самого влиятельного ресторанного рейтинга Michelin. Три из девяти — Biologie, Twins Garden и Björn — были удостоены особого знака — зеленой звезды, которая выдается за заботу об окружающей среде: сокращение пищевых отходов, использование инноваций, сотрудничество с местными фермерами. В особенностях устойчивого развития в ресторанном бизнесе разбирался Plus-one.ru.
Гид Michelin выпускается с 1900 года, а вот его зеленые звезды присуждаются ресторанам, активно применяющим практики устойчивого развития, только с 2020-го. Шанс получить эту награду есть у каждого заведения из подборки гида Michelin, но для этого оно должно очень серьезно относиться к вопросам охраны окружающей среды и своему воздействию на экологию. Это значит, ресторан должен работать с устойчивыми производителями и поставщиками, минимизировать отходы, как можно реже использовать пластик и неперерабатываемые материалы. Важно также использовать сезонные продукты, сотрудничать с местными фермерами напрямую и делать ставку на хозяйства, выращивающие овощи и фрукты с применением восстановительных методов земледелия. Еще один важный критерий — поддержка благотворительных и образовательных инициатив, использование инновационных технологий, помогающих сохранить экологию планеты.
Сегодня в мире числится уже более 300 заведений, маркированных зеленой звездой Michelin.
Две звезды Michelin и зеленую звезду получил ресторан братьев Ивана и Сергея Березуцких Twins Garden. Ему награда досталась за «симбиоз науки и природы с акцентом на вегетарианскую пищу». Заведение активно использует продукты с собственной фермы. «Благодаря нашей ферме мы можем формировать и контролировать большую часть продуктового трафика ресторана в любое время года, — рассказал Plus-one.ru представитель Twins Garden. — Мы следим, чем питаются наши животные, выбираем оптимальные удобрения для почвы и контролируем качество овощей и фруктов буквально от семечки до тарелки».
Экоподход виден и в меню Twins Garden. Например, в дегустационный вегетарианский сет «Овощи» входят блюда, включающие весь жизненный цикл продуктов. Есть и «овощи в тарелке», и «овощи в бокале» — не просто свежевыжатые соки, а 14 видов вина из овощей, грибов и трав, сделанных собственноручно.
Еще один ресторан, получивший зеленую звезду, — Biologie — специализируется на органической кухне. Именно такое направление развивает его шеф Екатерина Алёхина. Философия заведения — бережное отношение к экологии, ресурсам и гостю. «Мы берем у природы продукт ровно в тот момент, когда она готова отдать, и забираем ровно столько, сколько нам необходимо. Также мы бережно относимся к ресурсам, давая вторую жизнь бывшим в употреблении предметам интерьера, мебели, оборудованию. Сортируем и утилизируем отходы, переплавляем стекло в предметы декора и в скульптуры, органические отходы перерабатываем в компост для удобрения нашего сада. Для нас важно уменьшать свой углеродный след», — рассказал представитель Biologie.
Ресторан шеф-повара Никиты Подерягина получил зеленую звезду за ряд экологических инициатив, например, за стремление снизить количество пищевых отходов. В заведении придерживаются принципов безотходности на кухне и в баре — в Björn не выбрасывают «некрасивые» фрукты и овощи. Из них готовят полноценные блюда, а кожуру и очистки превращают в чипсы, пудры и соусы. Из цедры цитрусовых варят варенье, а вытяжки используют для приготовления коктейлей, лимонадов и чаев.
Также повары ресторана стремятся к рациональному использованию мяса, дичи и рыбы. Их в Björn разделывают самостоятельно, блюда готовят из всех частей туши, варят костные бульоны, а некоторые крупные кости превращают в посуду. Как пояснила экологист ресторана Björn Маргарита Миславская, неотъемлемая часть безотходной кухни — небольшие порции, так как на остатки в тарелках приходится треть пищевых отходов ресторанов. Съедать ровно столько, сколько нужно, и не переедать — прямой путь к осознанному потреблению, уверен шеф-повар Björn Никита Подерягин.
Еще один важный момент — сокращение зоны закупок и их грамотное планирование. Продукты в Björn заказывают у местных поставщиков, поставки предпочитают более частые, но в меньшем объеме. Так количество испорченных продуктов сводится к минимуму. «Несмотря на следование этим принципам, органические отходы у нас остаются, хотя и гораздо меньше, чем могло быть, — отмечает Маргарита Миславская. — В среднем 24 литра в день. Для сравнения, по данным исследователей из АНО „Центр экологических проектов“, среднестатистический столичный ресторан производит в день не менее 100 кг органических отходов (а это порядка 270 литров)». Специалисты Björn проработали несколько вариантов переработки органики, наиболее оптимальным для ресторана оказался диспоузер под раковину. В ближайшее время будет установлена полупромышленная модель Bone Crusher, и пищевые отходы вместе со всей остальной органикой будут отправляться на очистные сооружения, где работают установки по переработке осадка сточных вод в биогаз.
«Что касается возможности использования просроченных продуктов, то российское законодательство приравнивает их к испорченным, поэтому вариантов для работы с ними нет и не должно быть. Это вопрос безопасности и здоровья посетителей. Если срок годности истек, значит, продукт можно только утилизировать», — говорит Никита Подерягин.
У Björn есть своя экопрограмма. В заведении собирают даже редкие фракции: керамику, чеки, фольгированную упаковку. В баре отказались от газированной воды в пластиковых бутылках, перейдя на самостоятельное газирование при помощи многоразовых баллонов для сифона.
Заказать фильтрованную воду в ресторане гости могут бесплатно, а при покупке горячих напитков навынос в личную термокружку получают скидку 20%. Все смесители в ресторане оснащены аэратором — насыщение воды кислородом помогает сэкономить до 60% воды.
Также в Björn регулярно проводятся встречи на тему экологичного образа жизни.
Все больше рестораторов осознают, что следование принципам устойчивого развития не просто маркетинговый ход для привлечения озабоченных экологией посетителей, а реальная возможность сократить издержки и в долгосрочной перспективе повысить рентабельность бизнеса.
Например, если грамотно продумать зонирование помещения, то днем удастся обходиться естественным освещением, а использование энергосберегающих ламп позволит сильно сократить расходы на электроэнергию. Закупка товаров небольшими партиями у местных производителей не только поможет снизить углеродный след, но и сократить объемы пищевых отходов.
Еще один шаг к устойчивости — замена моющих средств на более экологичные: это забота не только о природе, но и о здоровье своих сотрудников и гостей.
Также в будущем, когда популярность «зеленых» ресторанов в России вырастет, внедрение экологических практик позволит повысить ценник в заведении: согласно опросу Университета Кёнхи (Южная Корея) и Университета Пердью (США), более 65% потребителей готовы платить больше за блюда в таких ресторанах.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анна Андриевская