Еда не приходит одна

Случайно купленная лишняя пачка творога, забытый в холодильнике пакет молока с истекающим сроком хранения, мешок яблок, подаренный соседями, — съесть не получается, а выбросить жалко. Что делать? +1ГОРОД разобрался, как быть, если у вас профицит еды, и как помочь нуждающимся.

Открываю холодильник: шесть глазированных сырков, потому что акция «5+1», йогурт с ненавистным вкусом, потому что «второй бесплатно», и потемневшие бананы, потому что на 40% дешевле. В мире многочисленных акций сложно не купить лишнего в магазине. К еде, приобретаемой ежедневно (и ежедневно выбрасываемой в мусорное ведро), в начале осени добавляется урожай, собранный на дачах — собственной, родственников, друзей, соседей. Самые трудолюбивые граждане варят варенье, крутят банки лечо и томатов, сушат яблоки для компота. У остальных овощи и фрукты лежат, пока не сгниют, после чего хозяин с облегчением относит их на помойку.

В книге Кэролин Стил «Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь» рассказывается об эволюции восприятия пищи. Из «топлива», необходимого для выживания, еда давно превратилась в культ. По данным ООН, треть всей еды в мире выбрасывается. Только американцы ежегодно выкидывают на помойку 40% продуктов на $165 млрд. В России на свалки попадает около четверти произведенной еды. При этом число голодающих в мире, по разным данным, достигает 821 млн человек, а в России за чертой бедности живет около 13% населения (в том числе 25% всех семей с детьми).

«Оставшейся едой всегда можно поделиться с соседями. Старый добрый метод — оставить продукты в картонной коробке у мусорных баков. Там продукты часто забирают. Если этот способ вам не подходит, то мы предлагаем зайти в группу „Отдам даром еду“ и разместить объявление. У нас почти 60 тыс. человек в группе, и еду может забрать любой — бабушка, студентка, многодетная мама... Мы работаем по принципу доски объявлений. Еду разбирают быстро», — рассказывает Саша Лёгкая, основательница российского фудшеринга, администратор группы ВКонтакте «Отдам даром еду».

Чтобы отдать еду в такие группы, не нужны сертификаты, так как они требуются только при продаже продуктов, отмечает Елена Баркова, сотрудник центра по сертификации «Технология». Но в группах фудшеринга есть твердое правило: нельзя предлагать людям мясо и рыбу — этой едой можно отравиться.

В день через группу проходит около 30 объявлений. Половина — от обычных людей, которым некуда деть излишки еды, еще половина — от партнеров (пекарни, кафе, овощебазы), отдающих нереализованный товар. Время от времени в группе появляются объявления о лаймах, лимонах, винограде, картошке, меде, джеме и тофу.

«Наша группа всегда будет работать по принципу доски объявлений. Для бездомных и малоимущих есть центры помощи и фонды, которые оказывают адресную поддержку. А есть люди, которые попали в трудную ситуацию. Они не малоимущие, просто у них такой период в жизни. Мы работаем и для них. У нас нет приоритетов, кому отдавать еду, — многодетной маме или бизнесмену», — говорит Лёгкая.

Группа фудшеринга есть и у всероссийского благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь». Как отмечает его президент Юлия Назарова, организация работает с крупными поставщиками, но понимает, что и у горожан есть еда, которую они хотят отдать.

«Фудшеринг — развивающийся тренд. Люди во всем мире осознают, что еда — ценность, и можно не выбрасывать ее, а отдавать нуждающимся. Мы всех приглашаем к фудшерингу», — говорит Назарова.

«Фонд продовольствия «Русь», работающий с 2012 года, развивает в России идею «банков еды», популярную в мире: в них спасают продукты, пригодные для употребления, и распределяют их между нуждающимися. «Банки еды» выполняют сразу две цели устойчивого развития: экологическую — сохраняя потраченные производителями ресурсы, и социальную — помогая нуждающимся. В 2018 году фонд перенаправил 6 тыс. т продовольственных и непродовольственных товаров, полученных от производителей-партнеров, и помог через дружественные НКО нуждающимся в 65 регионах России.

«Продукты попадают к нам в фонд из-за перепроизводства. Этого нельзя избежать, но можно минимизировать последствия перепроизводства. Ведь продукцию не удается продать по разным причинам: погодные условия, изменение спроса, сезон. У производителя и ритейла появляется профицит, и они решают, что с ним делать: выбросить или передать нуждающимся. Осознанные производители приходят к нам», — говорит Юлия Назарова.

По российскому законодательству, продукты питания, которые не продали в срок, подлежат утилизации. И это дешевле, чем отдавать на благотворительность. Если магазин официально жертвует товар, то он считается реализованным, и нужно платить НДС и налог на прибыль. Было несколько законодательных инициатив ввести налоговые льготы для фудшеринга, но пока до дела не дошло. «Фонд продовольствия «Русь» многократно поднимал эту проблему и ждет изменений в законодательстве.

Помочь фонду может каждый человек. С 2015 года «Русь» и ведущая компания современной розничной торговли X5 Retail Group проводят акцию «Корзина доброты». Любой человек может купить продукты и положить их в специальные корзины в магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Можно также оплатить продуктовые наборы онлайн на сайте акции. Все товары отправят нуждающимся.

Автор

Степан Давиденко