Банк еды (food bank) — это благотворительная организация, которая безвозмездно принимает продовольствие от поставщиков и производителей, после чего направляет его нуждающимися. На собственные административные и логистические расходы банки еды собирают денежные пожертвования.
Продовольственные банки оказывают поддержку социально незащищенным слоям населения, и одновременно помогают решить проблему перепроизводства, в результате которой огромные объемы качественной еды, не успев попасть к покупателям, становятся отходами.
Продовольственные банки бывают двух типов. Одни работают по модели «на линии фронта», самостоятельно организуя центры питания (бесплатные столовые, суповые кухни) для раздачи еды голодным, часто опираясь на помощь волонтеров.
Другие устроены по принципу «хранилищ» и не занимаются самостоятельным распределением продуктов — эта задача ложится на партнерские благотворительные организации или социальные учреждения, имеющие налаженную коммуникацию с нуждающимися.
Продукты для банков еды проходят жесткую систему контроля качества, но в зависимости от модели своей деятельности банки еды могут принимать продовольствие с истекающим сроком годности.
Некоторые банки еды собирают продукты для бездомных животных.
Первый в мире продовольственный банк — St. Mary’s Food Bank — появился в Фениксе (Аризона, США) в 1967 году. Его основал предприниматель и благотворитель Джон ван Хенгель. Впоследствии этот банк еды трансформировался в национальную организацию — Feeding America, насчитывающую свыше 200 подразделений по всей стране.
В 1980-х банки еды начали появляться в Европе, а сегодня они распространены по всему миру. В России первый продовольственный банк — Фонд продовольствия «Русь» — появился в 2012 году.
В 2006 году была учреждена международная благотворительная организация The Global FoodBanking Network (GFN) — глобальная сеть продовольственных банков. Сейчас организация насчитывает 943 банка еды. В 2019 году GFN поставила продукты питания 9,6 млн нуждающихся в 42 странах мира, распределила 503 млн кг продовольствия, около половины всех адресатов помощи — дети. GFN сотрудничает с крупнейшими корпорациями — от Bank of America до Unilever.