Фудшеринг

Фудшеринг (foodsharing) — это волонтерское движение, цель которого — спасение от утилизации пригодных в пищу продуктов питания. Последователи фудшеринга забирают у предприятий — магазинов, ресторанов и производств — продукты, которые не удалось реализовать, и распределяют между желающими.

Философия движения не ограничивается только помощью нуждающимся: главное, чтобы продукты не пропали, а кто их съест — уже не так важно.

Как появился фудшеринг

По данным ООН, к 2050 году для того, чтобы прокормить население Земли, потребуется увеличить производство еды на 60%. При этом, согласно отчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно примерно треть всей производимой в мире еды — около 1,3 млрд тонн стоимостью примерно $1 трлн — выбрасывается. Сюда входит ежедневная нереализованная продукция продовольственных магазинов, кафе, ресторанов и пищевых производств.

Фудшеринг зародился в Германии в 2010-х годах. Основателем этого движения стал режиссер Валентин Терн, снявший документальный фильм «Вкус отходов» о проблеме утилизации свежей еды. В 2012 году он с группой своих студентов запустил платформу foodsharing.de, которая позволила всем желающим размещать свои предложения продуктов, которые можно забрать бесплатно. Сегодня это самый крупный и известный проект по фудшерингу, объединяющий сотни тысяч людей из Германии, Австрии и Швейцарии.

Фудшеринг в России

За последние годы фудшеринг приобрел популярность во многих странах мира, в том числе и в России. Летом 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге запустился один из первых отечественных проектов — движение «Фудшеринг. Россия». Основатели адаптировали немецкий опыт к российским реалиям. Проект договаривается с отечественными рестораторами и представителями розницы, привлеченные добровольцы забирают у них продукты и распределяют между нуждающимися: чаще всего российский бизнес готов отдавать избытки еды только тем, кому требуется помощь.

Еще один крупный российский фудшеринговый проект — группа «Отдам даром еду», работающая по принципу доски объявлений. В ней состоит 60 тыс. человек, в день публикуются десятки предложений от обычных людей и от бизнеса. При этом у проекта нет приоритетов, кому именно отдавать еду — нуждающимся или не очень. Его аналоги есть во многих российских городах: в соцсетях действуют сотни русскоязычных групп.

Фудшеринг — инициатива не только частных активистов-добровольцев, этим направлением занимаются и НКО. К примеру, всероссийская благотворительная организация «Фонд продовольствия «Русь» ежегодно перенаправляет тысячи тонн продуктов от производителей-партнеров нуждающимся по всей России. При этом взаимодействовать с ритейлом НКО мешает законодательство. Дело в том, что нереализованные продукты дешевле утилизировать, чем отдавать на благотворительность: ведь чтобы официально пожертвовать товар, нужно платить НДС и налог на прибыль.