Покупая косметику и бытовую химию, мы зачастую не задумываемся, как производители проверяли их безопасность. Тем временем в лабораториях по всему миру страдают и гибнут животные — около 150 миллионов в год. Plus-one.ru разбирался, можно ли тестировать косметику без жестокости.
Первые сохранившиеся до наших дней свидетельства об экспериментах на живых существах относятся к 500 году до нашей эры. В те времена ученые и врачи решались на них из-за отсутствия элементарных знаний о строении организма и отсутствия альтернативы. Такие исследования помогали спасать жизни людей, но их этичность уже тогда вызывала сомнения. Так, преемник Аристотеля Теофраст заявил, что опыты на животных — это оскорбление для создавших их богов.
В ХХI веке эксперименты на живых существах не являются необходимостью и более 40 стран приняли закон, запрещающий проводить такие испытания. Но говорить о глобальных переменах пока рано. Так, в Китае еще в 2020 году подобные практики были обязательным тестированием, без которого товару невозможно попасть на рынок. А некоторые категории продукции, например краски для волос и солнцезащитные кремы, до сих пор проверяют на животных.
Отечественным производителям разрешено выбирать методы тестирования продукции, но мнения по этому вопросу расходятся. Так, Российская парфюмерно-косметическая ассоциация заявила, что без испытания средств с высоким pH (например, красителей для волос) на животных нельзя гарантировать безопасность. А основательница бренда российской натуральной косметики «МиКо» Екатерина Матанцева, наоборот, отмечает, что тестировать косметику альтернативными методами не только проще, но и вдвое дешевле. По ее мнению, производители, которые считают иначе, просто недостаточно информированы или не заинтересованы в том, чтобы их бизнес стал этичным.
90% животных, используемых для исследований и экспериментов, — это мыши, крысы, кролики, морские свинки. Реже в лаборатории попадают обезьяны, собаки, кошки, рыбы и т. д.
На животных проверяют не только готовую косметику, но и ее ингредиенты. Для этого используют следующие методы:
делают инъекции потенциально опасных веществ или вливают их в желудок
повреждают кожу, чтобы узнать, какую реакцию вызовет попадание вещества на открытую рану
закрывают животное в герметичной камере с высокой концентрацией испарений химикатов
Тестирование косметики может длиться неделями. Например, для теста Драйзера вещество наносят на слизистую оболочку глаза подопытного и оставляют на 21 день. При этом животное надежно фиксируют. Эксперимент Драйзера чаще всего проводят на кроликах — у них выделяется меньше слезной жидкости, поэтому средство остается на слизистой до конца эксперимента. По результату (покраснение, конъюнктивит, слепота) оценивают безопасность состава.
Если кролик выживает, его используют для другого исследования. А на продукции, протестированной таким способом, появляется надпись «При попадании в глаза промыть водой».
Тесты на животных неприемлемы не только с точки зрения этики. Их результат сомнителен, ведь реакции организма человека и других млекопитающих отличаются. На сегодняшний момент разработано около 450 альтернативных методов тестирования косметики, бытовой химии, лекарственных средств. Вот некоторые из них.
Биолюминесцентные бактерии чаще всего встречаются в морской воде. В среде с токсичным продуктом их свечение становится более тусклым.
Например, человек, страдающий акне (угревой сыпью), может протестировать новое средство, созданное для борьбы с этим заболеванием. Все добровольцы застрахованы и находятся под наблюдением врачей.
Косметика из компонентов, проверенных ранее, может быть уникальной и в то же время безопасной. В базу ингредиентов, которые уже давно используются в косметической промышленности, занесено более 7 тыс. наименований.
Из клеток кожи человека выращивают кератиноциты — основу эпидермиса. Этот метод позволяет создать кожу любого типа (сухую, чувствительную, проблемную и т. д.), а затем протестировать на ней исследуемые компоненты.
Общества защиты животных уверены: если потребители станут интересоваться, как тестировали косметику, бренды перейдут на более этичные методы исследований. На эту тему снят короткометражный мультфильм «Спасите Ральфа». Он заставляет задуматься об истинной цене продукции индустрии красоты.
Уже сейчас на полках магазинов можно найти товары с пометкой cruelty-free — «без жестокости». Но можно ли доверять этой маркировке? Эксперт в области альтернативных методов тестирования косметики Эрин Хилл отмечает, что все не так однозначно. Если поставщики сырья проводят тестирование на животных, а безопасность готового средства исследуют другим, более гуманным способом, продукт могут официально признать этичным. Это значит, что надпись cruelty-free — не гарантия того, что ни одно живое существо не пострадало при производстве нового крема или геля для душа. Сейчас зоозащитники, в том числе организация All Earthlings, борются за то, чтобы цепочка поставок в индустрии красоты стала максимально прозрачной.
Чтобы узнать, какие методы тестирования продукции использует компания, скачайте бесплатное приложение Bunny Free: в нем собрана информация о 4 тыс. организаций. Кроме того, можно обратиться с этим вопросом к официальным представителям бренда, товары которого вы привыкли использовать.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева