На прошлой неделе кинолента «Гунда» российского режиссера Виктора Косаковского была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Картина посвящена жизни свиньи и ее поросят на ферме. Продюсером фильма выступил один из самых известных веганов Голливуда Хоакин Феникс. По этому случаю Plus-one.ru собрал подборку документальных лент, авторы которых считают, что право на жизнь есть не только у человека.
Норвегия, США, 2020
«Гунда» — черно-белый фильм, в котором нет диалогов, сопроводительного текста, закадрового голоса или музыки. В нем нет людей, только свинья по имени Гунда, ее поросята и другие обитатели фермы.
У режиссера картины Виктора Косаковского особые отношения со свиньями: в четыре года он подружился в деревне с поросенком Васей. Васю зарезали, а Косаковский перестал есть мясо. Он рассказывает, что решил снять фильм, чтобы положить конец убийствам, но показывая не смерть, а жизнь.
Работу Косаковского газета The New York Times назвала «исключительно красивой и глубоко волнующей». Режиссер фильма Пол Томас Андерсон, многократный номинант на «Оскар», охарактеризовал «Гунду» как «чистое кино». «Это то, к чему мы все как кинорежиссеры и зрители должны стремиться — синтез изображения и звука, которые без спешки рассказывают мощную и глубокую историю», — говорит режиссер. А продюсер картины Хоакин Феникс отозвался о ней как о «медитативном опыте, преодолевающем обычно существующий барьер между биологическими видами».
США, 2005
Еще один фильм, к которому причастен Хоакин Феникс, — «Земляне», где он читает закадровый текст. Саундтрек написал другой известный веган и защитник животных — диджей и композитор Моби.
В отличие от Косаковского, автор картины Шон Монсон фиксирует именно смерть: в фильме много жестоких кадров из лабораторий, со скотобоен, птицефабрик, меховых ферм. Авторы «Землян» — противники спесишизма, или видовой дискриминации (ущемление человеком прав животных и растений). Один из авторов термина «спесишизм», философ Питер Сингер заявил, что если бы он мог заставить всех людей на планете посмотреть один фильм, им были бы «Земляне».
Канада, 2013
Чтобы исследовать тему насилия над животными, автор фильма Лиз Маршалл в течение года повсюду следовала за фотожурналистом и зоозащитницей Джо-Энн Макартур. Вместе они побывали на скотобойнях, меховых фабриках, фермах и в исследовательских лабораториях. Результатом их сотрудничества стал не только фильм Маршалл, но и фотопроект Макартур We Animals — тысячи фотографий, запечатлевших эксплуатацию братьев наших меньших.
«По сути, люди ловко разделили животных на три категории: домашние, дикие и те, о которых мы предпочитаем не думать: призраки в нашей машине (имеются в виду животные, используемые в сельском хозяйстве, развлекательной индустрии и других секторах экономики. — Прим. Plus‑one.ru). Почему мы ценим дикую природу и наших компаньонов, но не миллиарды животных, которых ежегодно разводят и используют в мировой промышленности?» — вопрошает Маршалл.
Великобритания, Индия, Германия, Китай, США, 2017
В 2009 году американский писатель, автор бестселлера «Жутко громко и запредельно близко» Джонатан Сафран Фоер выпустил свою третью книгу — «Мясо. Поедание животных». А в 2017 году по ее мотивам вышел документальный фильм режиссера Кристофера Куинна. Соавтором сценария выступил сам Фоер, а продюсером — актриса Натали Портман. Ей же принадлежит закадровый голос.
Фильм подробно показывает промышленное животноводство как форму издевательства над животными: загрязнение окружающей среды, рабские условия труда. Главные герои картины — фермеры, которые следуют принципам этичного обращения с животными, активисты, выступающие против агрокорпораций, создатели альтернативного мяса.
Канада, 2012
Автор «Максимально переносимой дозы», режиссер Кэрол Оржеховски, посвятил свою кинокартину лабораторным опытам над животными. Герои фильма — ученые и бывшие сотрудники исследовательских центров, которые по этическим соображениям отказались проводить тесты на братьях наших меньших.
Кэрол убежден, что их свидетельства особенно важны. «Нам нужно уметь проявлять сочувствие к тем, кто ставит опыты над животными, но хотел бы найти другой путь. Нужно быть достаточно открытыми для солидарности с людьми, которые могут не быть нашими непосредственными союзниками. [...] Я не думаю, что одного только давления активистов достаточно, чтобы сломить многомиллиардную индустрию, не ориентированную на потребителя», — считает режиссер.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анастасия Кокоурова