Секонд-хенд — разновидность экологичного и экономически устойчивого бизнеса. Низкая конкуренция и растущий спрос делают его интересным даже для тех, кто не имеет никакого опыта продаж и предпринимательства. В 2020 году, по данным исследования сервиса «Работа.ру», более 90% россиян хотели сменить работу и заниматься делом «по душе». Экожурналист Анна Тятте составила инструкцию, как открыть секонд-хенд и сделать его коммерчески успешным. Рассказываем, что для этого нужно.
Надо быть любителем моды, винтажа, необычных вещей, фанатом шерингов. Вы можете найти партнера по бизнесу, которому это близко. Как показывает опыт подобного предпринимательства, им невозможно заниматься без искреннего интереса и «драйва». При всей экологичности, это довольно специфический бизнес. Есть люди, которым неприятен «запах комиссионки» или которые убеждены в том, что ношеные вещи сохраняют энергетику своего прошлого хозяина. Скорее всего, на первых порах вам придется самостоятельно рыться в грудах б/у-одежды, чтобы найти там нечто действительно стоящее. Если этот процесс доставляет вам удовольствие, то шансы привести такой бизнес к успеху увеличиваются в разы.
Большим плюсом будет опыт покупок подержанных вещей на барахолках, блошиных рынках и в секонд-хендах — тогда вы будете понимать, что уже есть на рынке, с каким товаром придется иметь дело и, главное, что нужно покупателям. Чего вам самим не хватало в таких магазинах?
Важно предусмотреть все мелочи до открытия бизнеса. Неудобные примерочные, хаос на вешалках, скудный (или слишком разнообразный) ассортимент, отсутствие определенных размеров, неопрятные, неглаженые вещи — увидев такое, потенциальные покупатели могут больше к вам не вернуться.
Чтобы создать уникальное торговое предложение (УТП), необходимо сначала разобраться: для кого будет ваш магазин? Он может торговать люксовыми брендами (премиальный секонд-хенд). Или это может быть магазин со средним ценником 300-1200 руб. за вещь. Либо даже магазин, продающий одежду на вес. А может, детская барахолка? Дети быстро растут, и даже обеспеченные родители не хотят покупать для них новые вещи из соображений практичности и экологичности.
Определиться с нишей поможет опрос друзей, знакомых, специально собранной фокус-группы. Это несложно: форму опроса легко создать на личной странице в социальных сетях. Маркетологи настоятельно рекомендуют не игнорировать этот этап, поскольку ваши представления о потребностях покупателей могут сильно отличаться от реальности. Одна из самых распространенных ошибок бизнесменов — создавать продукт, магазин, торговую сеть под свои вкусы и пристрастия, а не под потребности людей.
Вот теперь самое время подумать над уникальным торговым предложением. Чем ваш магазин будет отличаться от других подобных в вашем городе? Например, петербургский секонд-хенд «Спасибо!», открывшийся в 2010 году, стал первым благотворительным магазином в России. Это значит, что значительную часть выручки (около 75%) владельцы переводят в фонды и организации, оказывающие помощь нуждающимся: «Ночлежка» (помощь бездомным), «Детский хоспис», AdVita (помощь онкологическим больным) и т.д. Кроме того, вся одежда достается магазину бесплатно: он предоставил горожанам возможность отдавать вещи, вместо того чтобы выбрасывать их на свалку, то есть напрямую решает проблему отходов. Такой альтруистическо-экологический подход сразу привлек внимание местных СМИ. Неудивительно, что к 2020 году «Спасибо!» разросся до семи магазинов в разных районах Петербурга, сети из 100 контейнеров, куда люди могут опускать ненужные им вещи, и штата из более чем 50 сотрудников.
Другой пример — Popupsecondhand, работающий в онлайн-формате. Он предлагает клиентам избавиться от неудобств шопинга в больших магазинах, где легко потеряться среди огромного количества вещей и в итоге уйти без покупки. Хозяйка магазина Марго Тихонова лично отбирает лучшее из лучшего — поэтому в ассортименте магазина 30, а не 300 вещей, но зато по-настоящему качественных, красивых и актуальных.
Уникальность может быть какой угодно. Секонд-хенд больших размеров, секонд-хенд исключительно экологичной одежды, секонд-хенд с вещами из 90-х, секонд-хенд с одеждой для животных... Одна из формул создания УТП может быть такой: то, что нужно вашему потребителю, плюс то, что сложно повторить конкуренту, плюс то, что будет долго пользоваться спросом.
Осталось определиться с форматом: офлайн- или онлайн-магазин. Если у вас нет собственного торгового помещения, то онлайн освободит вас от львиной доли затрат на аренду. Еще Билл Гейтс сказал: «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Похоже, это самое «будущее» наступило весной 2020 года, когда работа офлайн оказалась практически невозможной.
Разумеется, у обоих форматов есть плюсы и минусы, сложности и преимущества.
Офлайн
Плюсы: частично снимает необходимость рекламы (особенно если магазин расположен в оживленном месте), быстрее доводит клиента до покупки (можно потрогать и примерить вещь сразу).
Минусы: требует затрат на аренду, оборудование, периодический мелкий (или большой) ремонт, уборку.
Онлайн
Плюсы: освобождает от затрат на аренду (вещи можно хранить в собственной квартире), от покупки и обслуживания оборудования, от найма сотрудников.
Минусы: требует раскрутки, привлечения трафика (потока посетителей) на сайт или страницу, невозможность немедленной примерки (из-за чего отсеивается часть потенциальных клиентов).
Самое интересное — поиск и отбор товара. Собираетесь бесплатно принимать одежду от населения? Тогда приготовьтесь к огромному количеству «неликвида» и дополнительным затратам на сортировку вещей (возможно, для этого придется нанять сотрудника). Хотите, по принципу комиссионных магазинов, брать вещи на реализацию? Продумайте, как и у кого вы будете брать одежду, пропишите заранее условия и размеры комиссионных.
Планируете закупаться на барахолках? Подсчитайте совокупные затраты, а также возможные риски (например, в случае очередного карантина). Кстати, если в вашем городе нет подобных рынков, можно покупать вещи килограммами в крупных онлайн-магазинах секонд-хенда. Тут можно поэкспериментировать с категориями товара: сток (новые вещи), брендовая одежда, повседневная недорогая одежда, детская и т.п.
У жителей Европы есть дополнительная возможность: брать вещи, которые люди выставляют в коробках за порог дома. Многие онлайн-магазины строят бизнес именно на продаже такой одежды в другие страны.
Необходимо продумать стратегию, которая наиболее реальна и привлекательна в ваших условиях. Не возбраняется, конечно, и совмещать несколько источников в одном проекте.
В любом из перечисленных случаев не повредит наличие хотя бы примерного бизнес-плана. Это значительно упростит работу и поможет быстрее выйти на стабильный уровень дохода.
Осталось открыть ИП или ООО (самозанятым нельзя заниматься перепродажей товаров) и начать претворять задумки в жизнь!
А главное — помнить, что «если вы предприниматель и не делали ошибок, значит, вы не предприниматель». Эти слова Ричарда Брэнсона одинаково подходят к любому бизнесу — и к секонд-хенду в том числе. Но у экобизнеса есть одно большое преимущество: приносит он доходы или нет — он помогает делать мир лучше и чище.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Анна Тятте
Иллюстрации
Анастасии Лобовой