Квест для экосталкера

Вы знаете, что в России слова «эко», «био» и «органик» в 80% случаев не говорят об экологичности товара? Хотя в остальных 20% случаев производители действительно стремятся к сохранению экосистемы.

Роман Саблин, основатель проекта-платформы «Зеленый Драйвер»

Экологичность продукции складывается из двух частей: безопасность для здоровья человека и для окружающей среды. Например, мы в семье стараемся не покупать экотовары, произведенные в США, Австралии или Китае: выбросы в атмосферу при перевозке из дальних стран снижают достоинства продукции. Экологически безопасными можно считать товары и услуги, производство и потребление которых не наносят вред людям, животным, окружающей среде.

К примеру, производство средства для мытья посуды может провоцировать исчезновение некоторых видов рыб, крем для лица — вызывать гормональные нарушения, а детская игрушка может стать причиной токсического отравления.

Поэтому, живя в Санкт-Петербурге, мы вместе с любимой женой уже 7 лет практикуем ответственное, «зеленое» потребление. И это понятие не ограничивается осознанными покупками того, что действительно необходимо: требуется полностью понимать, что происходит с товаром на всех этапах — от его производства до утилизации.

Кстати, мы не тратим много денег, поскольку значительную часть продуктов на прилавках уже не замечаем — они не проходят наши «экофильтры». Безумный призыв общества потребления «Купи! Выброси! Купи!» на нас уже не действует.

В магазинах все больше огорчает засилье гринвошинга («зеленая» спекуляция, от англ. greenwashing): продукция объявляется соответствующей требованиям социально-экологической ответственности без малейших на то оснований. Проще говоря, нам врут с помощью этикетки и наживаются на нашей любви к натуральному и экологичному.

В конечном счете псевдоэкотовары затормаживают развитие грамотных устойчивых производства и потребления, снижающих нагрузку на окружающую среду.

Существует 4 вопроса истинного экопокупателя: где, как, когда и кем произведен товар? Поначалу кажется: лишняя головная боль. Но, меняя привычки, мы получаем бонусы: настоящий вкус, безопасность для здоровья, чистую совесть и др. И «голосуем рублем» за отчаянных пионеров-экопроизводителей.

Как же мы выбираем покупки? Для себя и своих экотренингов я разработал 8 критериев «зеленых» товаров. Делюсь ими с вами.

1. Экологично выращено/произведено лично вами в безопасном районе

Если вам посчастливилось обладать собственным приусадебным хозяйством или домиком в деревне, в пределах которых в районе 10 км нет опасных производств или, например, мусорных полигонов, — мы вам завидуем. У нас такого пока нет, поэтому в планах — переезд на ПМЖ за город: в экопоселение или агродеревню нового типа.

Что касается применения гроубоксов (Grow box) — шкафов для выращивания овощей на подоконнике или балконе, достойных примеров я пока не нашел.

2. Экомаркировка I типа

Это знак на упаковке, гарантирующий приобретение экологически безопасной продукции. В ходе процедуры сертификации оценивается весь жизненный цикл товара, и сведения подтверждаются третьей стороной. Речь идет не только о сырье, но и об упаковке, транспортировке и утилизации.

Такие маркировки можно встретить в странах Евросоюза («Европейский цветок»), в Скандинавии («Северный лебедь»), в Германии («Голубой ангел»). В России еще нет государственной экомаркировки, и пока я доверяю лишь одному знаку, признанному на международном уровне, — «Листку жизни».

Как во всем этом разобраться? На моем смартфоне стоит мобильное приложение «Экополка», в котором собраны 65 авторитетных маркировок с их описанием, списком товаров и магазинов.

3. «Органик» и «био» маркировка

Эти знаки гарантируют, что продукция выращена и произведена в естественных условиях: без применения вредных искусственных веществ, ГМО, с сохранением чистоты природы. Маркировки «органик» присваиваются продуктам питания, косметике, бытовой химии, текстилю только после тщательной проверки аккредитованным органом по сертификации.

При этом оценивается не только сама продукция, но и все условия, в которых она создавалась: чистота почвы, отсутствие пестицидов и удобрений и даже сами методы выращивания и производства сырья.

Примеры знаков:

EU Organic Bio (Европейский лист), Евросоюз

ICEA, Италия

BDIH, Германия

USDA, США

JAS, Япония

Ecocert, Франция

Листок Жизни. Органик, Россия

4. Отраслевая экомаркировка

сертификация лесной и рыбной промышленности FSC и MSC;

cертификация зданий по «зеленым» стандартам (LEED, BREEAM, Green Zoom);

социальная ответственность компаний («fair trade» или «справедливая торговля») — кофе, шоколад, бананы, хлопок;

«этичность» производителей косметики и бытовой химии («cruelty free», не тестируется на животных).

Эти знаки также присваиваются товарам после комплексной проверки третьей, независимой стороной. Еще есть обозначения, известные как «Шкала энергоэффективности» (маркировка бытовой техники), «Доверие текстилю» и так далее.

5. Натуральный состав

До 30 лет я не читал состав продуктов, которые покупаю. Затем завел такую привычку, и дело дошло до автоматизма. Честно говоря, запомнить все небезопасные компоненты не пытаюсь — просто, по возможности, исключаю продукты с искусственными ароматизаторами, разрыхлителями, консервантами и усилителями вкуса: глутамат натрия Е621, например, давно уже в моем черном списке. Если не получается, тогда выбираю меньшее из зол или вообще отказываюсь от таких продуктов — например, жвачки, газировки, йогуртов, шоколадных конфет.

Молоко мы покупаем все реже — сыну и супруге для кофе, но выбираем фермерское или пастеризованное, со сроком хранения до 5 дней.

Если вы хотите изучить этот вопрос подробнее, то могу сказать, что профессионально разбирают составы и в целом учат ориентироваться в мире «био» команды Татьяны Лебедевой «Lookbio» и Кирстен Хюттнер «Экокосметика».

6. Отсутствие в черном списке Росконтроль.pф

Некоммерческое партнерство ведущих исследовательских лабораторий и научных институтов России «Росконтроль» уже несколько лет «радует» потребителей контрольными закупками, проверками по ГОСТам и попаданием общеизвестных брендов в черные или белые списки. Я изучаю их сайт и пользуюсь мобильным приложением. Товар может оказаться в «стоп-листе» после испытания образцов продукции и выявления угрозы для жизни и здоровья человека или в том случае, если компанию уличили в обмане: допустим, производитель сливочного масла использует в составе растительный жир, а указать на этикетке его почему-то забыл...

7. Продукция из экопоселений

Роман Саблин в экопоселении в Слободе

Это целый параллельный мир из новых «экологичных» деревень. В России на сегодня более 450 экопоселений и поселений родовых поместий. Я побывал в 20-ти и лично знаю многих производителей. Эти люди требовательны, их идеология — натуральность и ответственность.

В нашем доме много такой продукции: например, ремесленный натуральный шоколад «Добро» из поселения «Междуречье» Орловской области, Иван-чай «Душевный» из поселения «Родное» (Добрая Земля) Владимирской области, сыродавленное подсолнечное масло.

8. Проверенные бренды и поставщики

Важно ориентироваться на репутацию производителя в экосообществе и личный вкус. При переходе на натуральное питание и косметику «ненатуральность» чувствуется на кончике языка и кожей. Здесь — простор для выбора. Из моющих средств часто покупаем BioMio (Splat), из косметики — MiKo (г. Киров).

Удобнее пользоваться проверенными магазинами. Можно зайти во «Вкус Вилл» в Москве и купить нормальный продукт — не «био», не «органик», не «эко» (слишком много пластиковой упаковки), а товар с нормальным составом, произведенный по советскому ГОСТу, не фальсификат.

Можно сделать заказ или поучаствовать в совместной покупке в кооперативе «Народное здоровье», сделать заказ в онлайн-экогипермаркете 4fresh, откуда курьер заберет ваше вторсырье в переработку (проект ZERО). Можно заказать наше любимое органик-средство для дома Sonett в магазине БиоГрадПродукт на разлив в свою тару.

Да, и еще я стремлюсь учитывать при выборе товара его локальность (место производства в 160-400 км от места потребления) и возможность сдать упаковку в переработку — 7 лет раздельного сбора отходов дают знать о себе.

Непросто? А вы попробуйте. Начните с чего-то одного, без фанатизма, шаг за шагом, и, вероятно, втянетесь. Это же настоящий квест для сталкера!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Роман Саблин, колумнист Plus-one.ru, основатель проекта-платформы «Зеленый Драйвер», тренер по экологичному образу жизни

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.