«Устойчивое развитие — ключ к коммерческому успеху»

Представители российского бизнеса ищут способы поддержать развитие «зеленых» технологий в стране

Бренд «Чистая линия» (принадлежит компании Unilever, производящей пищевые продукты, косметику и товары бытовой химии) пригласил представителей российского бизнеса, которые заинтересованы следовать принципам устойчивого развития, объединиться в движение под названием «Лига зеленых брендов». Инициатива нацелена на то, чтобы все российские товары и сервисы и, соответственно, их производители и поставщики стали максимально этичными и экологичными.

На российском рынке сейчас можно встретить большое количество товаров, на этикетке которых написано, что они являются натуральными, здоровыми, «зелеными», экологичными, не тестируются на животных. Однако найти в открытых источниках подтверждение экологических характеристик многих из этих товаров или усилий их производителей, направленных на охрану окружающей среды, почти не представляется возможным.

Как рассказала +1 вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина, в 2016 году компания заказывала центру экспертизы в области устойчивого развития бизнеса SKOLKOVO Sustainable Business Lab исследование, которое выявило, что заявленные на этикетках характеристики экологичности почти у 70% продуктов ничем не подкреплены. Это и стало одной из причин, почему бренд «Чистая линия» предложил российскому бизнесу объединиться в «Лигу зеленых брендов», а также призвал производителей отказаться от гринвошинга, то есть от любых маркетинговых заявлений, из-за которых у потребителя может сложиться неправильное представление об экологичности продукта.

Внедрение принципов устойчивого развития

В 2006 году в США появилась организация В Lab, которая разработала систему сертификации для компаний, соответствующих критериям социальной и экологической ответственности. Впоследствии система стала общепризнанной, так как она позволяет отличать маркетинговые приемы от социально направленной деятельности. Предприятие может получить соответствующий статус, если в его учредительных документах содержатся положения, обязывающие учитывать интересы сотрудников, сообщества и окружающей среды. На настоящий момент сертификат В Lab получили 3086 компаний из 71 страны мира. Среди них всего одна компания из России — это стартап Watts Battery, который производит накопители для солнечной энергии.

Крупным промышленным компаниям, ведущим бизнес уже длительное время, сертифицироваться по стандартам B Lab сложно, так как в основание всех их производственных процессов и принципов управления заложены подходы, далекие от принципов устойчивого развития. Чтобы перестроиться, таким предприятиям требуются не только большие инвестиции, но и много времени.

Эту проблему представители российского бизнеса обсуждали на панельной дискуссии Восточного экономического форума 2019 года (ВЭФ). Участники признали, что российский рынок еще не развит с точки зрения концепции устойчивого развития.

«Мы ценим натуральные ингредиенты, но нас не волнует, какими методами их получают, что происходит с людьми на плантациях, где их выращивают, не волнует социальная сторона системы поставок. Производителю практически не важно, в какой упаковке выпускается товар и что потом будет происходить с отходами. При этом по-настоящему „зеленым“ бренд может называть себя, если он решил все эти вопросы, когда он оценил полный жизненный цикл продукта от получения ингредиентов, сырья, упаковочных материалов до завершения цикла производства и потребления и выхода на новый. Бренд должен существовать в рамках экономики замкнутого цикла — только тогда мы имеем право говорить о нормальной, правильной, „зеленой“, устойчивой ориентации такого бренда», — объяснила Ирина Бахтина, отметив, что устойчивое развитие не исчерпывается только экологической повесткой.

Ответственный потребитель

Рассуждая о том, как развивать «зеленые» технологии, представители российского бизнеса отметили, что компании в стране постепенно начинают понимать важность концепции устойчивого развития. Директор департамента по информационной политике и связям с общественностью энергетической компании ПАО «Россети» Дмитрий Бобков обратил внимание, что еще «5-7 лет назад отчет об устойчивом развитии делали для галочки», сейчас же многие компании демонстрируют более ответственный подход к его подготовке.

«Очень важно, чтобы устойчивое развитие стало частью бизнес-процессов компаний. Это не должно быть разовой акцией, компании должны выстраивать стратегию, учитывая долгосрочные перспективы, — заметил руководитель филиала аудиторско-консультационной компании Deloitte в городе Владивостоке Никита Сошников. — Устойчивое развитие — ключ к коммерческому успеху».

По мнению Дмитрия Бобкова, запрос на смену бизнес-модели должен исходить не только от самой компании, но и от потребителя. При этом эксперт сомневается, что покупатель в России готов переплачивать за «зеленый» бренд. Участники дискуссии на ВЭФ сошлись во мнении, что у российских потребителей нет привычки считать «зеленый» сертификат маркером качества продукции. Но, как подчеркнула Ирина Бахтина, покупатель является частью цепочки поставок, и поэтому от его ответственного (или безответственного) поведения зависит размер углеродного следа, который продукт оставляет вместе с компанией. Бахтина считает, что российский потребитель уже готов доплачивать за «зеленый» бренд. «По крайней мере, покупатели уже начинают предпочитать такую продукцию», — добавила эксперт. По ее мнению, каждый из лидеров в своей индустрии должен проводить с потребителями просветительскую работу.

С Ириной Бахтиной согласилась руководитель направления стратегических коммуникаций компании МТС Ирина Агаркова. Эксперт посетовала на то, что российские пользователи не умеют пользоваться достижениями технологий. Например, компания развивает направление телемедицины, но сервисом на текущий момент воспользовалось лишь 2% населения. Ирина Агаркова считает, что, помимо изменения бизнес-стратегий для решения задач устойчивого развития, российским компаниям еще предстоит изменить модели поведения потребителей.

«Мы считаем важной задачей создание новых моделей поведения. Потребитель определяет, куда двигаться компании. Нужно не только на уровне государства или бизнеса принимать решение, что мы, например, движемся в цифровую экономику, в сторону устойчивого развития, нужно, чтобы потребитель понимал, как это может ему помочь», — сказала эксперт.

Автор

Мария Разумова