«Ответственность 360» (Sustainability 360) — это набор правил и обязательств, которые добровольно принимают компании, готовые работать согласно принципам устойчивого развития.
Впервые эту инициативу представил глава американской корпорации, управляющей крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, Walmart (ранее Wal-Mart Stores) Ли Скотт в 2007 году. Тогда он призвал своих поставщиков, включая гигантов вроде Cadbury, Unilever и BP, перейти к устойчивым деловым практикам. Целью инициативы было сократить потребление невозобновляемой энергии при участии поставщиков, сотрудников и клиентов компании. Например, по словам Ли Скотта, реализация 100 млн компактных люминесцентных ламп к концу 2007-го сэкономила бы потребителям электроэнергию на $3 млрд за весь срок службы ламп. С тех пор «Ответственность 360» стала распространяться по всему миру — как среди лидеров рынков, так и среди небольших игроков.
Конкретные подходы к этой инициативе в разных компаниях могут отличаться, но она неизменно подразумевает соответствие критериям устойчивости на всех этапах жизненного цикла продукта. Можно выделить пять основных этапов «Ответственности 360»:
Сырье: важно, кто и как его добывает, какие ресурсы и в каких объемах для этого расходует, наносит ли процесс добычи вред экосистеме;
Производство: следует не только использовать вторичное сырье и другие возобновляемые ресурсы, но и следить за эффективностью их расходования. Также необходимо позаботиться о переработке или утилизации производственных отходов и свести к минимуму выбросы в воду, почву и воздух;
Логистика: компаниям нужно стремиться минимизировать углеродный след от всех этапов транспортировки — от поставок сырья до доставки готового продукта покупателю;
Использование: продукт должен быть долговечным, потреблять минимум ресурсов и наносить минимум ущерба окружающей среде при эксплуатации;
Утилизация: продукт и его упаковка должны поддаваться переработке или их можно безопасно утилизировать (за что производитель берет ответственность на себя).