Во вторник и среду на климатическом саммите в Глазго выступают представители стран, лидеры которых на прошлой неделе не смогли лично участвовать в конференции. Это в том числе пять государств СНГ: Россия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и Белоруссия. Позицию нашей страны по вопросам климата международному сообществу озвучил вице-премьер Алексей Оверчук. Plus‑one.ru рассказывает, в чем заключалось послание России.
Вторая неделя климатического форума в Глазго, как и первая, проходит в обстановке ажиотажа. Его вызвала очередная волна звездных гостей — в начале недели на форум прибыли экс-президент США Барак Обама, основатель компании Microsoft Билл Гейтс, а также американская конгрессвумен Александрия Окасио-Кортес. Обама в забитой до отказа аудитории произнес трогательную речь о том, как миру предстоит долго и тяжело меняться, Гейтс помогал запустить платформу по развитию «зеленой» энергетики Net Zero World Initiative, а Окасио-Кортес рассказала, что США еще только предстоит восстановить свою репутацию после президентства Трама. Обновились составы официальных делегаций стран, не проявивших активности в течение первой недели.
Днем 9 ноября журналисты ждали выступления в зале пленарного заседания COP26 представителей России — второй раз за две недели. Среди делегатов были советник президента по климату Рустам Эдельгириев и вице-премьер Алексей Оверчук, прибывший в Глазго, чтобы произнести речь. Заместитель председателя правительства РФ давно представляет нашу страну на международной арене, а во вторник оказался в центре мировой климатической повестки.
В огромном списке выступавших Алексей Оверчук был одним из первых. До него свою позицию успели изложить лишь представители Ирана и Гамбии. У каждого из них нашлись претензии к международному сообществу и президенту COP26 Алоку Шарме.
Так, вице-президент Ирана Али Саладжеге хотел узнать, как его стране выполнить обязательства Парижского соглашения в условиях наложенных на нее санкций и ограничений. Ответа он, разумеется, не получил, да и, в общем-то, не рассчитывал: формат мероприятия не предполагал диалога. В связи с непреодолимыми трудностями Али Саладжеге заявил, что его страна не будет ратифицировать Парижское соглашение, подписанное в 2016 году.
После иранского представителя настала очередь вице-президента Гамбии Исату Турей. Она буквально швырнула в зал два вопроса — когда же все-таки развитые государства собираются снизить выбросы, чтобы удержать рост глобальной температуры в пределах 1,5°С, и будут ли они оказывать бедным государствам адекватную финансовую помощь? По словам представительницы западноафриканской страны с населением чуть больше 2 млн жителей, бедные государства страдают от последствий климатических изменений сильнее всего. Закончив речь, Исату Турей продефилировала мимо журналистов, сверкая массивными золотыми Rolex на запястье.
Тем временем под монотонное щелканье фотокамер на трибуну COP26 не спеша поднялся Алексей Оверчук.
Алексей Оверчук на хорошем американском английском призвал страны отложить все конфликты во имя климата. «Решение проблем потепления зависит от способности государств убрать в сторону разногласия и объединить усилия, чтобы преодолеть этот вызов сообща», — заявил вице-премьер. Он подчеркнул, что прежде всего следует убрать «дискриминационные подходы и ограничительные меры». Возможно, Алексей Оверчук намекал на санкции, которые начиная с 2014 года США и ЕС вводят против всей российской экономики и отдельных компаний и лиц.
Вице-премьер сообщил, что Россия серьезно относится к проблеме потепления. Именно поэтому накануне саммита в Глазго Владимир Путин заявил о том, что Россия достигнет нулевых выбросов до 2060 года или даже раньше этого срока. Не вдаваясь в детали, представитель правительства РФ сообщил, что российский путь к углеродной нейтральности лежит через снижение эмиссии парниковых газов и грамотное пользование поглощающей способностью лесов, тундры, болот и морей.
«В октябре 2021 года Россия утвердила стратегию экономического развития с низким уровнем выбросов до 2050 года. Она содержит меры, реализация которых приведет к сокращению нетто-выбросов парниковых газов на 80%», — невозмутимо продолжал он. «Чтобы достичь амбициозных показателей, мы уже предпринимаем усилия по совершенствованию практик лесоустройства, предотвращению и борьбе с лесными пожарами, расширению территории нетронутой природы», — заявил Алексей Оверчук. Впрочем, об успешной борьбе российских властей с лесными пожарами в этом году узнал весь мир — во многом благодаря Леонардо Ди Каприо.
Не забыл Алексей Оверчук и про такой принципиальный для России вопрос, как постепенное введение пошлин для поставщиков углеродоемкой продукции. Напомним, с 2026 года в ЕС заработает трансграничное углеродное регулирование, из-за чего Россия может потерять десятки миллиардов долларов. «Необходимо создать единые, справедливые и прозрачные правила углеродного ценообразования, применимые ко всем странам, а также добиться их многостороннего признания», — отметил вице-премьер.
В финале своего пятиминутного выступления Алексей Оверчук затронул тему энергетики. «Сегодня 86% нашей генерации приходится на солнечную, ветряную, атомную и гидроэнергетику, а также природный газ, Россия представляет собой пример одного из самых низкоэмиссионных балансов в мире», — заявил представитель РФ.
Вице-премьер выразил уверенность, что наша страна сохранит лидерские позиции в «зеленой» генерации энергии за счет внедрения водородного топлива. В этом направлении у России действительно большие перспективы — высокий потенциал государства в производстве водорода признали многие авторитетные специалисты, включая аналитиков американского информационного агентства Platts и международного ценового агентства Argus.
Далее Алексей Оверчук подобрался к последней теме своего выступления. «Переход к новой экономике должен быть основан на уравнении, где доходность инвестиций и долгосрочный рост стоимости активов уравновешен наличием надежного энергоснабжения, удовлетворяющего растущий спрос на энергию, которое позволит достигнуть целей по снижению выбросов», — начал он издалека.
По его словам, Россия готова содействовать этому процессу. «Пока мы ищем равновесие, пока происходят эти огромные перемены, и в будущем Россия останется надежным поставщиком энергоносителей для потребителей на мировых рынках», — заключил Алексей Оверчук. Он не стал отвечать на вопросы прессы и сразу после выступления вернулся к группе российских делегатов.
Во вторник на саммите в Глазго также выступил представитель Узбекистана. Рассказывая о разрушительных последствиях глобального потепления, вице-премьер страны Азиз Абдухакимов напомнил международному сообществу о печальной судьбе Аральского моря. После его высыхания природные катастрофы в регионе стали происходить в два раза чаще, заявил узбекский представитель.
В ноябре в Ташкенте впервые за несколько столетий бушевал песчаный шторм — два дня в городе стояло густое облако пыли, пояснил Plus-one.ru директор Научно-информационного центра Межправительственной комиссии по устойчивому развитию Узбекистана Бахтиер Пулатов. По словам ученого, катаклизмы охватили всю страну: «У нас в горах учащаются оползни, тают ледники, меняется режим осадков, увеличиваются пустынные зоны».
В рамках Парижского соглашения Узбекистан берет на себя дополнительное обязательство — снизить выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% до 2030 года относительно уровня 2010 года (до этого планировалось уменьшить их на 10%). Как заявил Азиз Абдухакимов, для достижения этой цели власти разрабатывают национальную стратегию низкоуглеродного развития.
Уже сейчас Узбекистан реализует стратегию перехода к «зеленой» экономике и программу развития возобновляемой и водородной энергетики, сообщил вице-премьер. По его словам, начиная с этого года, в стране будут высаживать 200 млн деревьев и кустарников в год. К 2030-му власти планируют вдвое увеличить энергоэффективность экономики и довести долю возобновляемой энергетики до 25%.
10 ноября на саммите в Глазго выступят представители еще трех стран СНГ — Таджикистана, Азербайджана и Белоруссии. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников