Во вторник, 24 августа, минэкономразвития направило на согласование другим ведомствам обновленную стратегию развития РФ с низкими выбросами парниковых газов. Из текста документа следует, что при наиболее вероятном сценарии фактические выбросы CO2 к 2050 году вырастут. При этом в минэкономразвития подчеркивают, что с учетом поглощения парниковых газов лесами итоговая эмиссия снизится почти вдвое. Plus-one.ru узнал, что думают о новой стратегии эксперты.
Обновленную стратегию низкоуглеродного развития в России ждали полтора года: первая версия документа, представленная в марте 2020 года, отправилась на доработку после критики профильных министерств и специального представителя президента РФ по вопросам климата Руслана Эдельгериева, а также на фоне новых указов Владимира Путина. В апреле он подписал распоряжение о «сокращении накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов в РФ к 2050 году до более низких значений по сравнению с показателями ЕС».
В новой версии стратегии представлены четыре возможных сценария развития экономики: инерционный, базовый, интенсивный и агрессивный. Основным и наиболее вероятным из них является второй — при нем парниковые выбросы до 2050 года будут расти в большинстве отраслей, включая металлургию, транспорт и сельское хозяйство. Снижение произойдет только в электроэнергетике (с 936 до 629 млн т) и в ЖКХ (с 204 до 169 млн т). При этом потребление электричества в России увеличится на 38% в сравнении с 2019-м и достигнет 1,48 трлн кВт•ч.
Фактический ежегодный объем эмиссии CO2 к 2050 году будет находиться на уровне 2,29 млрд тонн (2,12 млрд в 2019-м). Однако с учетом поглощающей способности лесов и болот в атмосферу попадет не более 1,19 млрд тонн CO2-эквивалента. В этих целях в стратегии предусмотрены мероприятия по увеличению площади контролируемых лесов.
Минэкономразвития не включило в базовый сценарий систему торговли квотами на выбросы углерода — это означает, что углеродоемкие товары вроде удобрений и металлов попадут под действие Европейской системы торговли выбросами (EU ETS) и с 2026 года будут облагаться налогом, который сегодня находится на уровне $56 за тонну CO2. Вместо этого эксперты предлагают покупать квоты на выбросы на «добровольной» основе. Представители ведомства отмечают, что при реализации базового сценария накопленные с текущего момента до 2050 года чистые выбросы CO2 окажутся ниже, чем в Евросоюзе. Напомним, сейчас ЕС выбрасывает 3,8 млрд тонн в год, но через 29 лет рассчитывает прийти к углеродной нейтральности.
При интенсивном сценарии Россия достигнет углеродной нейтральности к 2060 году, при агрессивном — к 2050-му. Первый из них потребует затрат, которые оцениваются в 4% ВВП (для сравнения: базовый — 1,5%). Его реализация возможна лишь за счет дополнительных иностранных инвестиций в экономику. Вместе с тем придется запустить «программы поддержки ВИЭ, улавливания и захоронения углекислого газа».
Агрессивный сценарий, по оценкам минэкономразвития, несет риски для устойчивого роста экономики и сохранения макроэкономической стабильности. Оба сценария подразумевают механизм «углеродной платы» — обязательной платы за выбросы, квотирования — «в ряде наиболее углеродоемких отраслей». Важное место и в интенсивной, и в агрессивной стратегии занимают программы улавливания и хранения углекислого газа, а также его поглощения природными экосистемами.
Оценки возможностей России по увеличению поглощающей способности лесов преувеличены, считает лауреат Нобелевской премии в составе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) Игорь Башмаков. «В базовом сценарии поглощение удваивается, в интенсивном — утраивается. Между тем специалисты говорят, что в России зрелые леса и такого большого прироста достичь крайне трудно. Как это сделать, когда у нас осушают болота и каждое лето бушуют пожары?» — сказал эксперт Plus-one.ru.
Игорь Башмаков добавил, что, согласно подсчетам возглавляемого им «Центра энергоэффективности — XXI век», Россия может снизить выбросы CO2 на 78% от уровня 1990 года за счет увеличения энергоэффективности в промышленности и ЖКХ. Причем — даже при снижении поглощающей способности лесов. «В стратегии минэкономразвития мы не видим решительных действий по снижению эмиссии. Даже при интенсивном сценарии ведомство предлагает умеренные шаги, подразумевающие небольшие усилия к озеленению», — резюмировал эксперт.
Представленную стратегию сложно назвать «низкоуглеродной», считает директор по развитию «Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода» Олег Плужников. «Я не считаю, что система добровольной покупки квот на выбросы — настоящая мера по регулированию. Тем более что фактически в стране предусматривается рост выбросов, а не их сокращение. Ну и цифры по поглощению CO2 лесами безосновательно завышены. Для этого надо будет в разы увеличивать финансирование, а такие меры в документе не предусмотрены», — считает он.
Олег Плужников подчеркнул, что базовый сценарий противоречит обязательствам России в рамках Парижского соглашения, предполагающего, что все подписавшие его 196 государств будут стремиться к снижению фактической эмиссии углекислого газа.
Как сообщил Plus-one.ru глава кафедры экономики природопользования экономфака МГУ Сергей Бобылев, 1,5% ВВП может быть недостаточно, чтобы достичь показателей базового сценария. «Это слишком оптимистично. По оценке ООН, переход к зеленой экономике требует на первом этапе 2% ВВП. Для нашей же страны это минимум 3-4%», — считает экономист. По его словам, в базовом сценарии ставка сделана на экосистемные услуги, а не на изменение технологической основы страны, что необходимо для достижения углеродной нейтральности. Он уточнил: если Россия действительно намерена добиваться снижения выбросов за счет лесов, то прежде всего необходимо решать проблему пожаров.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников