Еврокомиссия в среду представила масштабный пакет климатических законопроектов, направленных на снижение к 2030 году парниковых выбросов на 55% от уровня 1990 года. Самая обсуждаемая часть плана под названием Fit for 55 — предложение ввести трансграничный сбор. Им будут облагаться поставляемые в ЕС углеродоемкие товары. Plus-one.ru разобрал ключевые моменты законопроекта и узнал у экспертов, как инициатива ЕС может повлиять на российскую промышленность.
Европа стремится доказать, что всерьез настроена на борьбу с изменением климата. Опубликованный 14 июля пакет законопроектов Fit for 55 отражает радикальную позицию европейских политиков сразу по нескольким важным экологическим вопросам. Страны ЕС намерены отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2035 году, включить судоходство в европейскую систему торговли квотами (ETS), постепенно лишить авиаперевозчиков бесплатных квот, увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 40% и реализовать ряд других инициатив. Эти шаги помогут ЕС достичь углеродной нейтральности к середине текущего века.
Из всех опубликованных в среду законопроектов наибольшее внимание экспертов вызвал механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР) — он предусматривает сбор за импорт в ЕС товаров, производство которых связано с масштабной эмиссией CO2. Таким способом Еврокомиссия рассчитывает защитить внутренних производителей от внешней конкуренции, поскольку они обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. Также закон затруднит возможность переноса производств из Европы в другие регионы с менее жестким экологическим регулированием.
Пока европейские компании получают льготы, освобождающие их от покупки квоты на выбросы, однако по мере введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) они лишатся этих привилегий. «Например, сталелитейная европейская промышленность сейчас имеет бесплатных квот даже больше, чем ей необходимо. То есть за выбросы она не платит. А значит, механизм регулирования будут вводить по мере того, как начнет сокращаться внутренний объем льгот», — заявил Plus-one.ru лауреат Нобелевской премии в составе межправительственной группы экспертов по изменению климата Игорь Башмаков.
Размер пошлины на импортируемые товары будет равен плате, взимаемой с западных производителей в рамках ETS. Импортеры будут покупать у Евросоюза цифровые сертификаты на каждую тонну углерода, выброшенную в атмосферу на производстве.
Детальное описание механизма ТУР изложено в 291-страничном документе. Авторы законопроекта указывают, что регулирование начнется 1 января 2023 года, переходный режим продлится до 2025 года. Под пристальный надзор попадут сталь, алюминий, минеральные удобрения, цемент и электроэнергия, поставляемые в страны ЕС. Импортеров этих товаров обяжут ежеквартально предоставлять отчетности о выбросах, но платежи в этот период взиматься не будут. Впоследствии список облагаемых налогом товаров может быть расширен.
Как указано в пояснении Еврокомиссии, отсутствие реальных выплат на первом этапе «позволит осуществить аккуратный, последовательный и равномерный» переход к механизму торговли квотами для иностранных и европейских предприятий, условия обложения которых станут одинаковыми.
Впоследствии стоимость сертификата будет привязана к средней цене единицы сокращения выбросов на европейском углеродном рынке (EU ETS) за неделю, предшествующую ее приобретению. По данным Reuters, в 2021 году стоимость эмиссии CO2 в Европе достигла €52 за тонну, многие аналитики ожидают ее роста вплоть до 2030 года. Это мотивирует компании переходить на «зеленые» технологии — использовать водород и возобновляемые источники энергии.
«Введение трансграничного регулирования приведет к росту затрат самих европейских потребителей. Для некоторых европейских компаний, работающих с импортным сырьем, это будет означать снижение конкурентоспособности, что вызывает много критики внутри Евросоюза», — сообщил Plus-one.ru заместитель руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Все поступления от ТУР пойдут в бюджет Евросоюза и будут расходоваться на климатические и энергетические проекты. Механизм взимания углеродных платежей будет регулировать специальный орган — CBAM Authority.
Закон окончательно утвердят в 2026 году — с этого момента импортируемые товары из списка начнут облагаться сбором. Объем фактических выбросов для товаров должен быть подтвержден верифицирующими органами. В случае если импортеры откажутся предоставлять данные об углеродоемкости продукции, их выбросы будут приравниваться к средним показателям эмиссии CO2 10% худших европейских производителей.
Предложения ЕК получили поддержку среди стран Евросоюза, однако правительствам европейских государств и Европарламенту еще предстоит проработать детали новой климатической программы. В частности, в документе оговорено, что если компания-импортер сможет подтвердить, что уже заплатила «цену на углерод» за импортируемые товары в третьей стране, она освободится от покупки сертификатов ETS. Однако пока неизвестно, какие именно системы углеродного регулирования будут одобрены Евросоюзом.
Максимальные убытки из-за механизма ТУР могут потенциально понести Россия, Турция, Китай, Великобритания и Украина, экспортирующие в ЕС большие объемы удобрений, чугуна, стали и алюминия. Власти этих стран неоднократно возражали против налога на углерод и заявляли, что законопроект создаст вероятность ответных пошлин и торговых войн.
Еврокомиссия указывает, что Россия — крупнейший поставщик в ЕС стали и железа (15%), а также минеральных удобрений (31%). Кроме того, РФ занимает вторую строчку по объемам поставок алюминия (13%). В минэкономразвития России подсчитали, что углеродный налог может затронуть российские поставки в объеме $7,6 млрд в год, что эквивалентно 5,5% отечественного экспорта в Европу в 2020 году.
«При условии, что выбросы европейских компаний с 2025 года начнут быстро снижаться, а у российских сохранится значительная эмиссия при высоких ценах на углерод — конкурентоспособность наших компаний в Европе серьезно снизится, — заявил Plus-one.ru Игорь Башмаков. — Есть много инструментов, чтобы стимулировать российских промышленников снижать выбросы — это не только собственный налог на углерод, но и механизмы субсидий и поддержки, аналогичные тем, что использовались в ЕС для поддержки ВИЭ».
По оценкам аудиторов из KPMG, в случае введения трансграничного налога нагрузка на российских производителей в лучшем случае составит €6 млрд в период до 2030 года, в худшем — дойдет до €50,6 млрд. Как указывает Bloomberg, внедрение новых правил будет сложным и наверняка оставит для импортеров несколько лазеек. Так, производители металлов смогут направить свою сравнительно небольшую долю «чистого» производства на европейский рынок, ничего не делая для очистки своих остальных предприятий.
Нынешний рост стоимости сырья вызывает напряженность на европейских товарных рынках, поэтому в ближайшие несколько лет действие углеродного налога вряд ли будет заметным, считает Сергей Кондратьев. «Но в долгосрочной перспективе, то есть с 2026-го по 2030 год, регулирование может привести к тому, что производители с высоким углеродным следом уйдут на другие рынки. Азиатские страны вряд ли быстро последуют примеру ЕС, потому что это очень сложно в нормативном плане», — сообщил эксперт Plus-one.ru.
Введение углеродного налога вызывает массу дискуссий. Россия сомневается, что ТУР будет соответствовать нормам Всемирной торговой организации (ВТО), о чем 14 июня заявил глава минэкономразвития Максим Решетников. Чиновник подчеркнул, что представители ЕС должны обеспечить соответствие законопроекта нормам Рамочной конвенции ООН, поскольку соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять эффективные для них методы противодействия потеплению. «Конвенция прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли», — отметил Максим Решетников.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в среду заявил, что углеродный налог «дублирует элементы европейской системы торговли квотами, навязывая другим странам регуляторные практики ЕС». По словам главы РСПП, наиболее важные решения отнесены на уровень подзаконных актов, в результате чего мировому сообществу предлагается поддержать создание законопроекта без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий CO2, и для социально-экономического развития мира.
Как отмечают обозреватели The New York Times, Россия и Китай могут инициировать разбирательство по механизму углеродного налога в ВТО, однако европейские власти заявляют, что работают над тем, чтобы ТУР устояло перед юридическими спорами. Издание напоминает, что ранее ЕС отказывался от подобных пошлин под внешним давлением. Так, в 2011 году европейские власти хотели взимать с иностранных авиакомпаний плату за углеродное загрязнение при совершении транзитных посадок, но оставили эту идею из-за прессинга США и Китая.
Осложнить рассмотрение законопроекта могут и внутренние споры. Европейская промышленность не хочет терять льготы в системе ETS, поскольку должна будет ускорить модернизацию своих объектов и приобрести сертификаты на выбросы. По оценкам JP Morgan, суммарные расходы одних только заводов по производству бетона на квоты и модернизацию производств до 2030 года могут достичь €41 млрд.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников