Как устроен рынок органической продукции в России

Plus-one.ru совместно с форумом «Трианонский диалог» и французским агентством Nature представляет спецпроект «Экомост Россия — Франция». В течение года мы опубликуем на двух языках 12 материалов о том, как в двух странах совершенствуются подходы к защите окружающей среды, климата и биоразнообразия. Во всем мире появляется все больше осознанных покупателей, которые хотят быть уверенными в том, что приобретенные ими товары не нанесли вреда окружающей среде. Рассказываем, как устроен рынок органической продукции в России.

Автолавка М2 с фермерской продукцией

Спрос на органические товары в России растет, это показывает исследование консалтинговой компании SBS Consulting. Фермы стремятся получить не только национальный органический сертификат — некоторые производители получают также европейские маркировки, чтобы иметь возможность поставлять свою продукцию в страны Европейского союза и привлекать покупателей на внутрироссийском рынке.

Однако у производителей часто возникают проблемы с торговыми сетями. Фермер из Краснодарского края Светлана Березовская, которая выращивает органические рис и сою, рассказывает, что ее товарам сложно попасть в магазины, так как розничные сети требуют за это плату. У многих фермеров нет для этого свободных средств.

Светлана Березовская работает по европейскому органическому сертификату «Евролист» с 2011 года. По ее словам, соблюдать все требования сертификации очень трудно, на это уходит много времени и ресурсов. Например, Светлане пришлось потратиться на навигационную систему для сеялок и новую импортную технику, в том числе планеры и культиваторы. Европейские органы по сертификации проверяют ее фермерское хозяйство дважды в год: летом — состояние почв и растений, а осенью берут на анализ пробы зерна.

Фермер Светлана Березовская

Головная боль Светланы Березовской — соседние неорганические поля: их обрабатывают с небольших самолетов. Ядовитые вещества теоретически могут попасть на ее угодья. Светлана считает, что органические поля и поля, на которых применяются пестициды, — два разных мира. «На соседних полях, которые обрабатывают ядохимикатами, болеет соя, наша же соя здоровая. У нас совершенно другое биоразнообразие: больше птиц, например куропаток. Наши поля живые, поэтому животным они нравятся», — говорит фермер.

По европейским органическим стандартам работает и подмосковная «Ферма М2» — первое в России органическое многопрофильное хозяйство. Ее земли и все овощи от укропа до баклажанов имеют как российский (ГОСТ 33980-2016), так и европейский (EU Organic Bio) органик-сертификаты. Хозяйство выращивает коров, коз и свиней, для которых само производит корма. Для обитателей фермы созданы условия, приближенные к естественным: свободный выгул и содержание. Главное правило — животные не должны испытывать стресс.

Обитатели «Фермы М2»

«Ферма М2» организовала хозяйство на 4500 га залежных земель, которые не обрабатывались на протяжении десятилетий. Чтобы соответствовать статусу органического хозяйства, автомобильному холдингу Major Auto, частью которого является ферма, пришлось закупить специальную технику, которая минимизирует воздействие на почвы и гарантирует высокую точность высева, меньший расход топлива, равномерное распределение нагрузки на землю.

У «Фермы М2» есть два ресторана в Москве, где готовят еду из органических продуктов.

Что такое органическое сельское хозяйство

Согласно определению Международной федерации развития органического сельского хозяйства (IFOAM), это производственная система, которая поддерживает здоровье почв, экосистем и людей.

В январе 2020 года в России вступил в силу федеральный закон № 280 «Об органической продукции». Он регламентирует работу ферм и предприятий, которые производят органические товары.

Сертификация добровольная, но если производитель хочет, чтобы его продукт маркировался как органический, то он обязан получить соответствующее разрешение. Право выдавать такие сертификаты имеют организации, которые прошли проверку Федеральной системы аккредитации. Сейчас их в стране всего девять. С прошлого года действует единый государственный реестр производителей органической продукции. Поиск на сайте по названию производителя позволяет проверить, правомерно ли он именует свой товар органическим. Сельхозпредприятия, которых нет в едином реестре, не могут использовать на своих товарах маркировку в виде белого листа на зеленом фоне с надписью «органик» на русском и английском языках.

«Ферма М2»

Закон запрещает при производстве органической продукции применять химические удобрения, пестициды, антибиотики, гормоны роста и ГМО. В готовой еде из нее запрещено использовать загустители, красители, стабилизаторы, заменять животные жиры на растительные. Органическая продукция не может иметь продолжительный срок годности — например, органическое молоко хранится не больше недели.

Получить статус органического хозяйства довольно сложно. Например, земли, на которых будут выращивать овощи, должны быть полностью свободны от следов синтетических удобрений и пестицидов. Если там когда-либо применялись химикаты, то производить органическую продукцию можно будет спустя три года.

Есть и требования гуманного отношения к животным. В частности, органические фермеры обязаны обеспечить им свободное содержание и выгул: клетки и узкие загоны запрещены. Действуют требования по сохранению плодородия земли и биоразнообразия. Сертифицирующие органы проверяют не только конечный продукт, а всю производственную цепочку: семена, корма, почву, оборудование, условия хранения и транспортировки продукции.

Чем отличается российская органик-маркировка

Пока в России органик-маркировка — единственный государственный знак для обозначения продуктов, безопасных для природы и человека. Закон об органической продукции действует всего полтора года, поэтому на рынке еще встречается фальсификат. Недобросовестных производителей выявляет и штрафует Роспотребнадзор.

Маркировке EU Organic Bio («Европейский листок») уже более 10 лет, она признана во всех странах Европейского союза и США. Продукция с этим логотипом на пачке содержит не менее 95% органических ингредиентов. Кстати, по прогнозу Европейской комиссии, к 2030 году органической станет четверть всей сельхозпродукции ЕС.

Пока российский аналог на европейском уровне не признан. «В России органическое производство находится в зачаточной стадии. Нашему стандарту всего пять лет, закону чуть больше года. У нас нет агрономов, знающих, как выращивать овощи без пестицидов и синтетических удобрений», — говорит Татьяна Лебедева, главный редактор органик-издания «LookBioЖурнал».

Чтобы российский производитель мог торговать своей продукцией на европейском рынке, он обязан получить европейскую органик-сертификацию и подтверждать ее каждые полгода, хотя европейские хозяйства проходят проверку только раз в год. «Наших фермеров контролируют больше — из-за того, что в странах Восточной Европы и в Турции участились случаи мошенничества с европейскими органическими сертификатами», — добавляет эксперт.

Татьяна Лебедева считает, что в ближайшие годы Россию ждет вал псевдоорганики с законными сертификатами. «На начало 2020 года в нашей стране было примерно шесть аудиторов с профильным образованием и опытом работы по европейскому стандарту. Нигде в России не учат на органического аудитора. У многих аккредитованных организаций большие проблемы с компетентностью», — поясняет эксперт.

Автолавка М2 с фермерской продукцией

В чем разница между органик- и экомаркировкой

Кроме органических, существует множество других «зеленых» сертификатов. Так, у осознанных потребителей популярны товары с экомаркировкой I типа. В России ее представляет некоммерческое партнерство «Экологический союз». Он выдает сертификат «Листок жизни» (входит во Всемирную организацию экомаркировок GEN).

Экомаркировка I типа основана на анализе всего жизненного цикла продукции — от качества сырья до утилизации отходов упаковки — и гарантирует, что на производстве соблюдены этические стандарты: например, не используется детский труд, а работа оплачивается справедливо. Органик-сертификация прежде всего нацелена на то, чтобы продукция производилась в условиях, максимально приближенных к природным.

«Если говорить о различиях, то экомаркировка I типа разрешает методы интенсивного производства. Например, можно вносить безопасные удобрения и пестициды, если они не приводят к ухудшению почвы. Но следы этих веществ не должны присутствовать в конечном продукте. Такие методы безопасны для здоровья человека и имеют сниженное воздействие на природу», — поясняет Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы добровольной экологической сертификации «Листок жизни».

Всегда ли дороги органические продукты

Главное препятствие к тому, чтобы органическая продукция имела массовый спрос, — ее цена. В большинстве случаев она действительно выше, чем у обычных товаров. Это объясняется бо́льшими затратами на содержание животных, натуральные семена и корма. Значительная часть цены складывается из логистики и маркетинговых расходов. А еще — наценок продавцов.

«Обычный „гербицидный“ рис стоит примерно 52 рубля за килограмм. Мы продаем свой рис по 60 рублей. Я не завышаю цену на свою продукцию. Но на прилавках магазинов мой рис продается уже по 200 рублей. А в одном магазине в Санкт-Петербурге я видела и по 900 рублей за кило. Это возмутительно», — сетует Светлана Березовская.

Чтобы решить эту проблему, компания «Органик Эраунд» из Ставропольского края разработала проект «Социальная органика». Ферма выращивает овощи, делает соки из тыквы и помидоров, томатные пасты и пюре из дыни. Идея в том, чтобы поставлять органическую продукцию с минимальной наценкой напрямую в школы, детские сады и медицинские учреждения.

Впрочем, найти доступные органические товары можно и в обычном супермаркете. Татьяна Лебедева из «LookBioЖурнала» поставила эксперимент — купить на 1 тыс. руб. продукты и приготовить из них ужин для двоих. И ей это почти удалось. Говяжий стейк с приправами, гарнир из капусты и морс обошлись лишь ненамного дороже заявленной суммы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгений Аниськов