8 июня отмечается Всемирный день океанов. ООН установила его в 2008 году, чтобы привлечь внимание к проблеме разрушительного воздействия человека на морские экосистемы. Самые хрупкие из них — коралловые рифы, которым грозит полное исчезновение. Из-за чего и как скоро это случится? Что человечество может предпринять, чтобы не допустить катастрофы? Plus‑one.ru выбрал главное из свежего доклада Программы ООН по окружающей среде о восстановлении коралловых рифов.
Коралловые рифы встречаются в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах в водах более чем 100 стран. Большинство расположены в поясе между тропиками Рака и Козерога, однако они есть и в более отдаленных от экватора регионах, куда ведут теплые тропические течения. Например, у берегов Японии или американского штата Флорида. Сейчас в мире коралловые рифы занимают 284,3 тыс. кв. км (почти как две Вологодские области, или одна Италия).
Коралловые рифы образуются в результате жизнедеятельности колоний коралловых полипов. Эти беспозвоночные выделяют из морской воды карбонат кальция и откладывают его под собой слоями, которые служат внешним скелетом для целой колонии полипов. Так возникает каркас рифа, который дополняют множество видов водорослей, губок и моллюсков.
Наряду с рифообразующими существуют и мягкие кораллы: они не имеют кальциевой основы. Они обитают не только в теплых водах, но и в том числе в Охотском и в Норвежском морях. Внешне мягкие кораллы похожи на причудливые растения, их скопления часто выглядят, как красочные подводные сады.
За 240 млн лет коралловые рифы превратились в одну из самых сложных экосистем на планете. Выделяемая кораллами слизь служит питательной средой для бактериального планктона, который окутывает рифы тучами органической взвеси — ее поедают зоопланктон и донные беспозвоночные, которыми, в свою очередь, питаются рыбы. Занимая менее 0,1% площади Мирового океана, коралловые рифы обеспечивают более 25% всего морского биоразнообразия — они служат местом обитания и источником пищи для более 1 млн видов морских животных и растений.
Коралловые рифы защищают, с одной стороны, берега от эрозии, с другой — населенные пункты и пляжи от ударов разрушительных океанических волн. Поскольку на фоне глобального потепления по всему миру прогнозируются значительно более частые и интенсивные шторма, важность этой роли кораллов возрастает с каждым годом.
В декабре 2004-го в Индийском океане произошло одно из самых разрушительных в истории наблюдений цунами: волны до 30 м обрушились на побережья 18 стран — от ЮАР до Таиланда — и унесли жизни 228 тыс. человек. Однако некоторые берега оказались защищены от волн массивными коралловыми рифами — на части таких побережий ни разрушений ни жертв не было. Обратный пример — после уничтожения рифов в результате добычи песка и известняка на Мальдивских островах властям пришлось возводить волнозащитные сооружения ценой почти $10 млн за км.
Ежегодная стоимость экосистемных услуг, предоставляемых коралловыми рифами всего мира, оценивается в $375 млрд. Строящие причудливые структуры полипы и водоросли дают средства к существованию не менее 500 млн человек из более чем 100 стран, прежде всего рыбакам и сотрудникам туристической индустрии. Рыбы и другие обитатели коралловых рифов — важный источник белка в рационе почти 1 млрд человек. Из рифовых растений и животных добываются вещества, использующиеся в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, язв, лейкемии, лимфомы, рака кожи и многих других болезней. Более половины всех исследований новых лекарств от рака проводятся на коралловой фауне и флоре.
За последние 30 лет мир лишился более половины всех коралловых рифов: еще в 1980-х их общая площадь составляла около 600 тыс. кв. км. Согласно оценке Института мировых природных ресурсов, более 60% коралловых рифов находятся под угрозой исчезновения. А уже к 2030 году эта доля может превысить 90%.
Причин исчезновения много. В первую очередь это загрязнение океана сточными водами и мусором, а также разрушение среды обитания коралловых рифов. Это происходит из-за морского строительства и таких методов рыболовства, как ловля с использованием взрывчатки или донное траление — после них морское дно превращается в безжизненную пустыню. Наконец, на многих рифах добывают песок и известняк.
55% коралловых рифов во всем мире страдают от рыболовства, существенно сокращающего популяции травоядных рыб. Это приводит к чрезмерному росту водорослей, из-за чего коралловые полипы гибнут.
К этому добавляется угроза глобального потепления. Рифообразующие кораллы плохо переносят повышение температуры — когда вода становится слишком теплой, они обесцвечиваются и гибнут. Так, в 2014-2017 годах из-за продолжительного обесцвечивания погибла треть кораллов Большого Барьерного рифа, тянущегося на 2,3 тыс. км вдоль северо-восточного побережья Австралии.
Еще одна угроза — повышение уровня моря. На большей глубине кораллы получают меньше солнечного света, что замедляет их рост и делает их менее жизнеспособными. Повышение кислотности воды мешает кораллам растить свои скелеты: колонии становятся более уязвимы в том числе к болезням и морским штормам. Океан же поглощает из атмосферы четверть всего углекислого газа. С началом промышленной революции в XIX веке содержание в воздухе CO2 увеличилось на треть и продолжает расти — вода в морях все больше закисляется.
Согласно прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, коралловые рифы практически исчезнут, даже если сдержать глобальное потепление в границах «безопасных» 2°C к концу XXI века.
Чтобы спасти их от вымирания, необходимо не только сокращать выбросы парниковых газов, снижать уровень загрязнения океана и расширять природоохранные зоны, но и восстанавливать исчезающие экосистемы.
Один из самых масштабных проектов с 2018 года реализует австралийский Морской природный парк Большого Барьерного рифа. Инициативу финансируют правительство и местные туроператоры. Сотрудники парка переселяют здоровые кораллы на пострадавшие участки рифа, а также выпускают в естественную среду обитания кораллы, выращенные в питомниках на дне моря и в искусственных бассейнах. К маю 2020 года австралийцы успели создать 50 таких питомников. В шесть крупнейших туристических районов Большого Барьерного рифа было заселено свыше 17 тыс. кораллов. Организаторы намерены расширять свой проект.
Об эффективности подводного коралловодства говорит эксперимент сотрудников израильского Национального института океанографии. Коралловые рифы в Эйлатском заливе Красного моря страдают из-за близости к базе военно-морского флота, торговым портам и дайвинг-центрам. Чтобы сохранить экосистемы, на протяжении более чем 15 лет близ пляжа Декель ученые выпускают кораллы восьми видов, выращенные в морском питомнике. Несмотря на суровые условия существования, искусственно выращенные кораллы растут на рифе с той же скоростью, что и в неволе. К 2020 году было создано 1,4 тыс. колоний. Высадка кораллов обеспечила новые места обитания для организмов, связанных с ними (рыб и беспозвоночных).
Другой подход к разведению кораллов — сооружение искусственных рифов, привлекательных для колоний полипов. Так поступили власти Гваделупы (французская заморская территория в южной части Карибского моря). Заходившие в бухту Деше корабли разрушали якорями местные рифы. Чтобы устранить угрозу, не мешая судоходству, власти установили 40 швартовых бетонных блоков с экологичным дизайном и запретили использовать донные якоря. Теперь суда швартуются к плавучим модулям, которые крепятся тросами к конструкциям из бетона. Они покрыты неровностями и выемками, характерными для настоящих рифов. За шесть лет эти искусственные экосистемы были заселены местными видами кораллов. Вслед за ними «подводные города» облюбовали 43 вида рыб. Кстати, на естественных рифах в той же бухте обитает лишь 25 из них.
Крупные проекты по восстановлению коралловых рифов реализуют на острове Окинава в Японии, в штате Флорида (США) и островных государствах Океании (Фиджи, Кирибати, Тувалу, Самоа, Вануату, Французская Полинезия). Помимо переселения кораллов и возведения для них искусственных рифов, применяют и другие методы восстановления. Сред них — разведение и подселение на рифы личинок полипов, возведение искусственных рифовых каркасов, подача электрического тока на участки рифа для стимуляции выработки полипами карбоната кальция. Наконец, разведение или, наоборот, удаление различных водорослей и рыб, влияющих на процветание колоний полипов.
Многие из этих подходов, особенно их комбинации, требуют больших денег и обучения сотен и даже тысяч сотрудников. Рифовое восстановление — долгий процесс, первые результаты которого становятся заметны спустя годы. Но такова цена сохранения морского биоразнообразия. Вполне вероятно, что еще до конца века на планете останутся лишь те коралловые рифы, за которыми ухаживают подводные зоотехники.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Илья Арзуманов
Инфографики
Константин Чернов