Словосочетание «природный капитал», если упростить экономическую теорию, означает денежную оценку природных ресурсов и «сервисов», которыми пользуются люди. Ученые высчитывают, сколько для человека стоят, например, услуги деревьев по производству кислорода или китов — по изъятию из воздуха углерода. Plus-one.ru рассказывает о последних исследованиях в этом направлении и о том, сколько стоят услуги китов, африканских слонов и российских лесов.
В сентябре 2020 года швейцарская перестраховочная компания Swiss Re Group опубликовала следующие данные: более половины мирового ВВП — 55%, что составляет $41,7 трлн, — зависит от сохранения биоразнообразия и природных услуг. Кажется невероятным, но каждая пятая из стран мира может лишиться своих экосистем из-за сокращения числа видов растений и животных.
«Экосистемы 39 стран находятся в угрожающем состоянии более чем на трети их территорий, а Мальта, Израиль, Кипр, Бахрейн и Казахстан имеют самый низкий рейтинг биоразнообразия и экосистемных услуг (BES)», — говорится в докладе Swiss Re Group.
Эксперты объясняют, что услуги планеты — обеспечение продовольствием, питьевой водой, регулирование качества воздуха — жизненно важны для здоровья людей и стабильности экономик.
Среди стран «Большой двадцатки» (G20) хуже всего с биоразнообразием и качеством экосистемных услуг обстоят дела у Южно-Африканской Республики и Австралии. Основная причина — дефицит воды. Самый высокий процент нетронутых экосистем в G20 — у Бразилии и Индонезии, 42% и 37% соответственно. В России — 19%. Это средний показатель для стран G20.
Когда мы говорим об экосистемах, то в первую очередь представляем себе леса. Они не только производят кислород и потребляют углекислый газ, но и очищают воздух от пыли и загрязнений. Например, в Барселоне зеленая инфраструктура отфильтровывает 166 тонн частиц PM10 ежегодно. Всего один гектар парковой зоны повышает уровень счастья жителей Кельна так же, как прибавка в €276 к годовому заработку. В озелененных дворах растения и почвы впитывают дождевую воду, и это снижает нагрузку на инженерные коммуникации. Болота защищают от паводков, а реки и озера регулируют микроклимат. Всего один гектар зеленой инфраструктуры в разных городах оказывает людям услуги на сумму от $3,2 тыс. до $17,8 тыс. ежегодно.
Но вернемся к лесам. В августе 2020 года международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) выпустила исследование, согласно которому ценность мировых лесных ресурсов составляет от $50 трлн до $150 трлн. Самой ценной услугой зеленых массивов признано регулирование климата.
20% всех лесов планеты находится в России — по этому показателю наша страна занимает первое место в мире. Согласно оценкам BCG, текущая их стоимость — около $4 трлн. Это на 28% выше, чем у всей российской нефти. Стоимость российских лесов рассчитывалась из текущей цены тонны парниковых газов в Европейской системе торговли выбросами (EU ЕТS — EU Emissions Trading System): на тот момент она составляла $27 за тонну CO2.
«Чтобы не потерять этот уникальный ресурс уже через 20-30 лет, необходимо решительно пересмотреть подходы к управлению с точки зрения рационального использования и восстановления лесов, эффективности работы по устранению двух главных негативных факторов — экстенсивных вырубок и пожаров», — говорит один из директоров компании Константин Полунин.
В декабре 2020 года на сайте Международного валютного фонда появилось исследование, посвященное тому, как африканские слоны борются с изменением климата. Они прореживают растительность, способствуя дальнейшему росту крупных деревьев, у которых появляется больше доступа к воде и свету.
Чем больше деревья, тем больше углерода они поглощают. Ученые отмечают, что при средней рыночной цене тонны углекислого газа примерно в $25 (на 2019 год) вышеописанные услуги одного слона стоят $1,75 млн. Но эти животные вымирают.
В декабре 2019-го МВФ опубликовал аналогичное исследование, посвященное китам. Они накапливают углерод в теле. В среднем за всю жизнь крупная особь забирает из атмосферы 33 тонны СO2. Для сравнения: черешчатый дуб может «употребить» всего 3 тонны за свою двухсотлетнюю жизнь, говорится в совместном проекте The Village и Росатома. «Стоимость» большого кита превышает $2 млн. То есть киты дороже африканских слонов.
Эксперты призывают восстанавливать популяции как слонов, страдающих от браконьеров, так и китов, погибающих в сетях рыбаков, от столкновений с судами и загрязнения океана пластиковыми отходами.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Владимир Хейфец
Иллюстрация
Анастасия Лобова
Инфографики
Юлия Дорофеева