Поколение Z, не знакомое с миром без Интернета, в следующем году составит почти 35% населения планеты. У тех, кто родился после 2000 года, собственные приоритеты. Как считает генеральный директор логистической группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG (AsstrA) Дмитрий Лагун, главное для зумера — экологическая ответственность.
Главный драйвер экономики и бизнеса — потребление — переживает новый этап. Оно все больше зависит от поколения Z (тех, кто родился после 2000 года), а оно сформировалось во времена гаджетов и соцсетей. «Цифровые аборигены» с детства привыкли жить в информационных потоках, умеют их фильтровать, а при выборе продукта или услуги — требовательны и рациональны. Сегодня для того, чтобы быть успешными на рынке, компаниям приходится перестраиваться под зумеров. Делать это приходится как при «охоте» на потребителя, так и при наборе новых кадров.
Главный вопрос, который сейчас волнует бизнес: что делать для «завоевания» зумеров? Это обеспечит компании место на рынке и дальнейшее развитие. Как показывают исследования современного рынка труда и наш собственный опыт, представители нового поколения не хотят работать для галочки. Им важно, чтобы их работа была значимой и могла влиять на окружающую действительность. Как отмечалось в исследовании «Атлас профессий», люди поколения Z не думают, что они слишком молоды, чтобы менять мир, — они хотят строить будущее здесь и сейчас.
Кроме того, зумеры уделяют особое внимание профессиональному росту — именно поэтому, как показывает наш опыт, они рано начинают строить карьеру. Несмотря на то, что в основном они еще учатся, зумеры уже начали осваиваться у нас в компании. Сейчас в AsstrA-Associated Traffic AG работают восемь человек в возрасте от 18 до 20 лет, еще 14 представителей этого поколения проходят у нас практику. В отличие от миллениалов (тех, кто родился с 1982 по 2000 годы), таким сотрудникам важны конкретные перспективы — ясный и понятный карьерный трек. Они не готовы долго сидеть на одном месте в ожидании повышения: им нужно быстрое продвижение — хоть горизонтальное, хоть вертикальное. Зумеры хотят четко понимать, что именно от них требуется, чтобы получить новую позицию, в какую сторону им развиваться. Работодатель должен предложить тренинги, курсы или новые проекты. Так зумер избавляется от главного страха: «упущенных возможностей».
Люди поколения Z считают, что четкие карьерные перспективы и оплата труда выше средней по рынку вполне могут компенсировать неиспользованные шансы. Кстати, поколение Z считает, что зарплату нужно повышать регулярно: так работодатель признает ценность сотрудника, а тот получает подтверждение того, что сделал правильный выбор.
Как клиентов, поколение Z также характеризует новое отношение к потреблению. Социологи отмечают, что именно экологическая осознанность стала ключевым понятием для зумеров. Например, как показал опрос, который провела Amnesty International в 2019 году, большинство молодых людей (41%) назвали главной проблемой современности изменение климата. На втором месте — загрязнение окружающей среды (36%). Эти вопросы волнуют зумеров даже больше, чем угроза терроризма (31%). Глобальное потепление при этом заняло первое место среди экологических проблем — по этому поводу переживают 57%. Я думаю, что лучше всего отношение зумеров к экологии выразила Грета Тунберг, шведская школьница и активистка, чье обращение к мировым лидерам в начале 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе уже вошло в историю. Ее выступление попало в болевые точки, вызвав резкий отпор старших поколений.
Тренд экологической осознанности выходит на первый план. По сегодняшним оценкам, на поколение Z в ближайшие годы придется более 30% от общего объема покупок. Компаниям приходится учитывать поведенческую модель зумеров, поскольку именно она влияет на потребление — двигатель торговли и экономики.
На практике это значит, что наша отрасль — логистическая — теперь должна работать не столько на капитализацию бизнеса, сколько на сохранение ресурсов. Сейчас основные составляющие стратегии долгосрочного развития для бизнеса — это инновации, постепенные преобразования бизнес-процессов и бережное отношение к людям и природным ресурсам. Компаниям уже сейчас приходится задумываться, кто будет в них работать завтра, кто будет их клиентами и партнерами, и каким станет это сотрудничество.
Среди тех, кто уже оптимизирует логистику, ориентируясь на экологические стандарты, — международный ритейлер Leroy Merlin. Чтобы снизить негативное воздействие перевозок на окружающую среду, до конца этого года компания планирует ввести в эксплуатацию грузовые автомобили на газомоторном топливе. Этот вид транспорта обеспечит почти 50% всех отгрузок в Московском регионе. Немецкий производитель чистящих и моющих средств Henkel также пересмотрел свои логистические цепочки: компания чаще использует железнодорожный транспорт как один из самых экологичных.
Меняются и производственные процессы. Компании переходят на «зеленый стандарт» переработки отходов. Производитель шоколадных батончиков компания Mars, например, внедрила максимальную переработку вместо утилизации на полигонах. Apple с 1994 года перерабатывает устаревшую электронику — гаджеты и компьютеры, при участии более 150 партнеров по всему миру. С их помощью было переработано более 150 тыс. тонн промышленных отходов. Более того, в будущем Apple планирует полностью перейти на использование переработанных и возобновляемых материалов для своей продукции.
Что касается нашей компании, то мы также видим рост спроса — в нашем случае, на «зеленую логистику», поэтому мы хотим сделать наши перевозки еще более экологичными, — у нас есть собственная программа, направленная на сохранение ресурсов планеты. Например, каждый наш офис отвечает экостандартам, в соблюдении которых наши клиенты могут убедиться в рамках собственного аудита. Наши партнеры могут проверить, как мы сокращаем потребление электроэнергии и воды, бумаги и пластика, каким образом передаем отходы на переработку и безопасную утилизацию, как используем в офисах продукцию из вторичного сырья.
Среди наших клиентов чаще всего «зеленую логистику» выбирают игроки fashion-индустрии. Чтобы сократить выбросы, компании не нанимают отдельный авиатранспорт, увеличивая количество перелетов, а отправляют грузы с пассажирскими рейсами. Такой подход позволяет сократить порожние пробеги, «пустые километры», и дает возможность выстраивать сбалансированные экспортные и импортные грузопотоки. Кроме того, мы предлагаем нашим клиентам более экологичную альтернативу авиаперевозкам — ускоренные грузовые поезда или же морской фрахт на коротких дистанциях в Европе.
Пандемия стала дополнительным стимулом для развития экологической ответственности. Стало очевидно, что на смену буму потребления приходит эра осознанного использования ресурсов, причем на всех уровнях. С учетом новой поведенческой модели, которую демонстрирует поколение Z, бизнесу придется меняться — если, конечно, он хочет выжить в новой реальности.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Дмитрий Лагун, генеральный директор логистической группы компаний AsstrA-Associated Traffic AG (AsstrA)