Пять успешных социальных проектов компаний 2020 года

Успех социального проекта часто зависит от того, сколько людей об этом проекте знают или слышали. Самые громкие соцпроекты прошедшего года — в подборке Plus-one.ru.

1. Программа Hyundai по поддержке медиков в борьбе с пандемией

С апреля 2020 года компания «Хендэ Мотор СНГ» поддерживает медиков и волонтеров, участвующих в борьбе с коронавирусной инфекцией в 10 регионах России.

К концу года Hyundai предоставила волонтерам всероссийского движения #МыВместе 100 автомобилей Solaris и Creta, а также топливные карты. На выделенных машинах волонтеры выполнили более 30 тыс. заявок на доставку лекарств и медикаментов в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Сочи.

Также в течение года компания передала Российскому медицинскому обществу 13,7 тыс. промокодов для поездок на такси от партнера — компании «Ситимобил». Кроме того, Hyundai помогла больницам Москвы, принимающим на себя основной удар по борьбе с пандемией, закупив и передав предметы, необходимые для улучшения условий работы медперсонала.

2. Проекты АНО «Собиратор»

«Собиратор» начинался как социально-экологический проект всероссийской общественной организации «Раздельный сбор» и дорос до автономной некоммерческой организации. Сегодня он известен работой своего экоцентра — волонтерского пункта приема вторсырья на юге Москвы. Сюда можно сдать на переработку почти 100 различных видов отходов — включая те, которые нигде больше не принимают (рентгеновские снимки, пластиковые карты или коктейльные трубочки). Все вторсырье распределяется между партнерами-переработчиками, которых у «Собиратора» более 30.

Работу экоцентра дополняет сервис «Экомобиль», который по заявкам забирает вторсырье у организаций и жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. За 2020-й специалисты сервиса выполнили около 10 тыс. заявок. Благодаря работе «Собиратора» всего за прошлый год на свалки не попало 860 тонн вторсырья.

В экоцентр можно не только сдать вторсырье, но и отдать вещи на благотворительность — их распределяют между фондами («Смысл жизни», «Доктор Лиза»), проектами ответственного потребления («Леговорот», «Чумодан») и приютами для животных. В 2020 году «Собиратор» передал на благотворительность 78 тонн вещей более 25 категорий.

По экоцентру регулярно проводят экскурсии, доход от которых идет в пользу проектов НКО. Кроме того, у «Собиратора» есть «Полезный магазин», в котором продаются многоразовые термокружки и стаканы, экосумки, диспоузеры и другие вещи, помогающие следовать принципам zero waste — «ноль отходов».

Еще «Собиратор» помогает компаниям внедрять раздельный сбор отходов, организовывать сбор вторсырья и вещей на постоянной основе, проводит тренинги для сотрудников и экоаудит. В 2020 году в проект обратились представители примерно 900 компаний, 350 из которых удалось экологизировать, среди них — Colgate, Faberlic, X5 Retail Group, «Четыре лапы», «Балтика», «Додо Пицца» и другие.

Проект «Собиратор» на самоокупаемость пока что не вышел. Организаторы активно принимают пожертвования и привлекают волонтеров. В месяц им жертвуют по 150-500 тыс. руб., что покрывает от десятой доли до трети расходов. За 2020 год НКО объединила более 2 тыс. волонтеров.

3. Проект «Азбуки вкуса» по распространению принципов устойчивого потребления

С января 2020 года «Азбука вкуса» — один из крупнейших российских продовольственных ретейлеров — представила собственную стратегию устойчивого развития и запустила кампанию Green Is the New Black, стимулирующую покупателей к осознанному потреблению.

Один из ключевых элементов устойчивого ретейла — минимальное использование одноразового пластика. Поэтому покупателям стали начислять баллы программы лояльности «Вкусомания» за отказ от печатного чека в пользу электронного, отправленного на email, за отказ от пластиковых пакетов в пользу экосумок или авосек, а также за покупку продуктов на развес, блюд кулинарии и напитков в собственную тару вместо пластиковой упаковки, пленки или одноразовых стаканов.

У «Азбуки вкуса» много продуктов для здорового образа жизни и eco-friendly товаров, однако они незаметны большинству покупателей. Чтобы исправить это, в интернет-магазине открыли тематический раздел с товарами, отвечающими принципам осознанного потребления.

Акции «Напиток в свою кружку» и «Еда в свою тару» продолжались с января по март 2020-го, «Отказ от покупки пакетов» — по апрель. Их пришлось приостановить на фоне пандемии по требованию Роспотребнадзора для обеспечения безопасности сотрудников и покупателей. За это недолгое время покупатели отказались от одноразового стаканчика почти 130 тыс. раз, от одноразового контейнера — 4,7 тыс. раз, а от пластикового пакета — около 860 тыс. раз. От печатного чека отказались 17,5 тыс. покупателей, что позволило сэкономить 97 км чековой ленты.

Одним из результатов кампании стало формирование у покупателей привычки к ответственному потреблению. Более того, «Азбуке вкуса» удалось завоевать лояльность даже тех, кто раньше был настроен скептически: 85% всех обращений в соцмедиа, полученных во время акций, оказались позитивными.

4. Программа ООО «Дмитровский завод РТИ» и Dunlop по сбору автомобильных шин от населения

Ежегодно в России более 1 млн тонн автомобильных покрышек уходят в утиль. Согласно законодательству, они относятся к отходам IV класса опасности и подлежат обязательной утилизации. Но, как правило, водители выбрасывают их на свалки, бросают в лесу или сжигают. Причина — в недоступности правильной утилизации: чтобы переработать покрышку, ее нужно отвезти в шинный центр, где за каждую придется заплатить около 500 руб.

Чтобы решить эту проблему, «Дмитровский завод РТИ» и компания-производитель автопокрышек Dunlop запустили совместный сбор отработанных шин. В Москве, Московской, Тверской и Владимирской областях появилось более 200 специальных контейнеров-накопителей, где можно бесплатно оставлять отработанные шины. К утилизации принимают покрышки всех видов — летние, зимние, грузовые, с металлическим и текстильным кордом, с шипами. Для удобства автомобилистов часть таких пунктов организована на территории автосервисов, шиномонтажей и заправок.

За первое полугодие 2020 года удалось собрать более 900 тонн старых покрышек. Их переработали в 540 тонн резиновой крошки, из которой производят покрытия детских и спортивных площадок, беговых дорожек и теннисных кортов. Такое покрытие служит не менее 20 лет, оно безопасно, удобно в эксплуатации и экологично.

Помимо приема отработанных шин от населения на постоянной основе, ДЗРТИ и Dunlop регулярно проводят социальные и экологические акции. Например, весной 2020-го был организован сбор покрышек для создания детской площадки в Дмитровском доме-интернате. Сотрудники «Экопатруля Dunlop» собирали старые шины, выброшенные в неположенных местах: на улицах городов, в парках, на лесных территориях. Всего по итогам акции было собрано более 60 тонн отработанных шин. Открытие детской площадки состоялось 31 августа.

5. Проект Everland и «Билайн» по обучению и трудоустройству людей с инвалидностью

В 2020 году «Билайн» и инклюзивный социальный проект Everland запустили онлайн-платформу для профессионального обучения и трудоустройства людей с различными видами инвалидности. Организаторы помогают решить одну из самых острых социальных проблем страны: по данным ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», из 4,2 млн трудоспособных россиян с инвалидностью работают менее трети.

Специализации, собранные на платформе, позволяют работать удаленно, к тому же они востребованы на открытом рынке труда. Среди них — веб-разработка, графический и веб-дизайн, работа с текстовым и видеоконтентом, связи с общественностью, юриспруденция. Для интеграции в платформу абсолютно не имеет значения тип инвалидности — в проекте есть люди с глухотой, слепотой, нарушениями речи, моторики, маломобильные граждане.

Заказчиками и кураторами стажеров в проекте стали представители как крупного бизнеса (в их числе — Сбербанк, Х5 Retail Group, «ВкусВилл», «М.Видео»), так и небольших предприятий, а также государственных и общественных организаций. Среди партнеров платформы к концу 2020 года было 34 вуза, в том числе Высшая школа экономики и Государственный университет управления.

За первый год работы платформы более 200 человек получили работу, еще почти 600 прошли обучение или продолжают стажироваться. Следующим шагом организаторы платформы видят развитие полноценной фриланс-площадки и расширение сообщества до 40 тыс. человек к 2023 году.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов