Зависимость — это навязчивая потребность в чем-то, например в никотине, алкоголе, компьютерных играх или даже в пластических операциях. Кажется, что с вредными пристрастиями можно расстаться в любой момент, но зачастую они лишь усиливаются, разрушая жизнь человека. Plus-one.ru разбирался, как предмет зависимости воздействует на наш мозг и что с этим делать.
Эмоциональная (психологическая) зависимость может предшествовать физической тяге. Она формируется благодаря способности нашего мозга образовывать новые нейронные связи. По тому же принципу все живые существа получают новые навыки — например, учатся добывать пищу или готовить вкусные блюда. Развитие эмоциональной зависимости происходит так: «действие — выработка гормона счастья дофамина — удовольствие — приятные воспоминания — потребность повторить действие». При этом мозг выбирает самый короткий и простой путь к выбросу дофамина. Например, мы знаем, что можем снять стресс, прогулявшись перед сном или съев шоколадку. Естественно, подсознание выберет второй вариант, и «переубедить его» удастся только волевым усилием.
Физическая зависимость сопровождается толерантностью (привычная «доза» уже не вызывает прежнего отклика) и синдромом отмены (попытка отказаться от того, что вызвало привыкание, приводит к ухудшению самочувствия).
Наиболее тяжелыми считаются пристрастие к алкоголю, наркотическим веществам и азартным играм. Но привыкание способны вызвать и привычки, которые многие считают безобидными.
Зависимость от смартфона называют номофобией. Она сопровождается необоснованным страхом выключить устройство хотя бы на время, пропустить уведомление, столкнуться с невозможностью немедленно зарядить гаджет. Исследователи Лондонской школы экономики и политических наук выяснили, что 89% взаимодействий со смартфоном вызваны бессознательным желанием воспользоваться им, а не необходимостью. Многие люди сами не замечают, насколько часто они берут в руки телефон.
Привыкание и приступы переедания чаще всего вызывают продукты с высоким гликемическим индексом. Они стимулируют выработку дофамина сильнее, чем другая еда. Это заставляет нас на время забыть о переживаниях, а также притупляет чувство насыщения. В итоге мозг улавливает взаимосвязь «пирожные спасают от грусти», и человек начинает покупать любимую еду для борьбы с плохим настроением и стрессом.
Развитие цифровых технологий привело к появлению интернет-шопоголиков, которые не представляют свою жизнь без покупок в онлайн-магазинах. Для таких людей важны сам процесс шопинга и эмоции, которые они при этом получают, а качество, полезность и стоимость товаров отходят на второй план. Так, в 2018 году студентка из Китая Хун Цзя в течение трех недель питалась только лапшой быстрого приготовления, чтобы сэкономить побольше денег перед «черной пятницей» — главной распродажей года. В итоге девушка попала в больницу, и все сбережения ушли на покупку лекарств.
В 2006 году психолог Картер Сингхом и пластический хирург Мартин Келли из Лондонской ассоциации пластической хирургии обнаружили, что некоторые пациенты страдают от «синдрома воображаемой уродливости», делающего их зависимыми от пластической хирургии и косметологических процедур. После очередного визита к хирургу или косметологу эти люди любуются своим отражением в зеркале. Но вскоре они привыкают к новой внешности и чувствуют потребность записаться на еще одну процедуру или операцию.
Зачастую зависимый человек не может объективно оценить свои действия и отрицает наличие каких-либо проблем. На нездоровое пристрастие к чему-либо указывают следующие признаки:
Потребность в объекте зависимости постоянно увеличивается. Например, раньше человек использовал смартфон полчаса в день, а теперь не выпускает его из рук все свободное время.
Трудно остановиться, при этом попытки других людей вмешаться воспринимаются негативно.
Отсутствие доступа к объекту зависимости вызывает тревогу, агрессию, раздражение.
Другие сферы жизни становятся менее значимыми. Например, идея провести вечер за компьютером кажется более заманчивой, чем встреча с близкими людьми.
От формирования зависимостей не застрахован никто, но некоторым людям особенно сложно бороться с вредными пристрастиями. Это может быть обусловлено:
Генетическими факторами — наследственность повышает вероятность возникновения зависимости на 50–60%.
Патологиями внутриутробного развития. Например, транквилизаторы, принимаемые во время беременности, могут снизить чувствительность нервных клеток плода.
Наличием шизофрении, депрессии, биполярного расстройства и других ментальных проблем.
Социальным окружением, особенностями воспитания.
Потребностью почувствовать себя частью определенной социальной группы — например, человек может начать курить «за компанию» с друзьями.
Психологией зависимого — это желание уйти от проблем, интерес ко всему запретному, слабая сила воли.
Человек до последнего может быть уверен, что контролирует ситуацию, в то время как зависимость прогрессирует, влияя на все аспекты его жизни.
Рассмотрим стадии развития зависимости на примере компьютерных игр:
Адаптация. Увлечение определенной игрой.
Активизация. Оторваться от компьютера становится все сложнее.
Стабилизация. Хочется отложить важные дела, чтобы подольше поиграть.
Привязанность. Отсутствие возможности погрузиться в виртуальный мир игры вызывает моральные страдания.
Если не начать лечение на стадии привязанности, человек может почувствовать ухудшение психологического состояния: депрессию, чувство вины, ненависть к себе и т. д.
Профессор кафедры клинической психологии РГМУ имени академика И. П. Павлова Александрина Григорьева рассказала, что комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий подбирают исходя из самочувствия пациента и того, как давно у него появилась зависимость. Это могут быть прием медикаментов, психотерапия. Нужно учитывать и поведение больного, поскольку при некоторых видах болезненных зависимостей (например, от психотропных веществ, алкоголя) оно представляет опасность для общества. В этом случае лечение проводится в условиях стационара.
Самым эффективным методом считается групповая терапия, ведь зависимость первым делом формируется на уровне подсознания. Индивидуальные сеансы не так действенны, человеку важно находиться в окружении людей, которые его понимают, имеют схожие проблемы и цели. А еще группа помогает быстрее преодолеть отрицание факта наличия заболевания.
Александрина Григорьева отметила, что зависимость — это рецидивирующее заболевание, поэтому полностью избавиться от нее получается не всегда. Но достигнуть ремиссии — частичного или полного исчезновения симптомов, позволяющего вернуться к нормальной жизни, — вполне реально. А чтобы рецидивы возникали как можно реже, важно, чтобы близкие пациента следили за его состоянием.
Борьба с зависимостью — нелегкое дело. Нередко для этого требуется помощь специалистов. Найти их вы можете на сайте проекта о грамотной благотворительности +1Люди, где собраны проверенные НКО, фонды и городские сообщества. В разделе «Справочники» можно выбрать те из них, которые находятся в вашем городе.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева