Россия без Tinder — станет ли уход дейтинг-сервиса потерей для общества

2 мая компания Match Group, владеющая сервисом знакомств Tinder, заявила о прекращении работы в России. В официальном заявлении сказано, что компания «борется за права человека и намерена полностью свернуть всю деятельность на территории РФ до 30 июня». Plus-one.ru — о том, как Tinder сопутствовал устойчивому развитию общества и что с его уходом потеряют россияне.

В уходе из России компании Match Group, владеющей сервисом знакомств Tinder, нет ничего хорошего, считают опрошенные Plus-one.ru психологи

Как в стране схлопывается рынок знакомств

Первые намеки на то, что Tinder может уйти из России, появились больше года назад, когда в марте 2022 года руководство сервиса отключило россиянам возможность оплачивать любые дополнительные услуги — возможность ставить неограниченное количество лайков, скрывать рекламу, видеть всех, кому ты понравился, и так далее. К тому моменту приложение находилось на третьем месте по популярности в РФ, занимая около 20% рынка дейтинг-сервисов, согласно исследованию Tele2. Лидером являлся российский проект Mamba (49%), следом за ним шла социальная сеть Badoo (30%), которая свернула всю работу в России к апрелю 2022 года.

При этом весь прошлый год Tinder оставался самым быстрорастущим ресурсом для знакомств и к маю уверенно закрепился на второй строчке в рейтинге популярности на фоне ухода конкурентов — помимо Badoo, работу приостановили зарубежные Bumble и Fruitz.

Почему Tinder можно считать устойчивой компанией

Теперь же рынок покидает и сам Tinder — единственный из оставшихся в России иностранных сервисов, который не только работает над привлекательностью приложения, но и старается содействовать Целям устойчивого развития (ЦУР) человечества, установленным ООН на период до 2030 года. В частности, приложение пытается сопутствовать ЦУР 5, «Гендерное равенство», и ЦУР 10, «Уменьшение неравенства».

«Мы хотим быть вашим союзником в поисках партнера любого пола, расы, религии и происхождения. Tinder поддерживает право людей вступать в союзы с любым, кого они выбирают и кто выбирает их», — сказано в стратегии компании Match Group на 2023 год. Напомним, помимо Tinder, компания развивает более 10 различных приложений для знакомств.

Стоит отметить, что в 2022 году Match Group достигла климатической нейтральности за счет покупки углеродных единиц (равна тонне CO2, поглощенного из атмосферы), то есть стала содействовать и ЦУР 13 — «Борьба с изменением климата». Основные источники эмиссии компании — след от работы серверного оборудования и офисов, при этом общий годовой объем ее выбросов не превышает 900 т CO2. Для сравнения: в среднем один человек ежегодно производит 4,7 т CO2.

Помимо этого, Match Group внедряет ряд ответственных практик в свою корпоративную культуру — выступает за инклюзивность при найме людей, отправляет сотрудников в ООН на стажировки по организации здоровой рабочей среды, воспитывает женщин-лидеров.

Одна из главных внешних «устойчивых» инициатив Match Group — стремление обеспечить полную безопасность пользователей, а также их данных, что содействует ЦУР᠎ 16: «Мир, правосудие и эффективные институты». Однако к этой стороне работы ее сервисов часто возникали претензии. Так, одной из центральных проблем Tinder остается агрессивное поведение некоторых пользователей — известны тысячи случаев, когда назначенные в приложении свидания заканчивались домогательством или насилием. Кроме того, пользователи обвиняли Tinder в незаконном сборе биометрических данных.

Однако, несмотря на все огрехи, независимые аудиторы «устойчивости» компаний указывают, что сервис сопутствует ЦУР 3: «Хорошее здоровье и благополучие». Так, по мнению аналитиков французской компании Thematics Asset Management (TAM), услуги приложения помогают людям удовлетворять фундаментальные потребности в общении, чувстве принадлежности и любви, а значит — работают на благо общества и укрепляют психическое здоровье в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Эксперты сходятся в одном — Tinder помогал людям

Дейтинг-сервисы, и, в частности, Tinder, оказывают положительный эффект на общество, заверила Plus-one.ru кандидат медицинских наук, семейный психолог Вита Некрылова. «Для многих закомплексованных людей приложения для знакомств — это одна из немногих возможностей найти пару и выразить чувства. Конечно, в Tinder водится большое количество пользователей, которые ищут краткосрочные отношения, ориентируются на секс. Но, несмотря на это, там появляется все больше осознанных мужчин и женщин, которые хотят завести семью. Я вижу это на практике: если раньше среди моих пациентов каждая третья-четвертая пара познакомилась в интернете, то сейчас — практически каждая вторая», — рассказывает Вита Некрылова.

«В уходе одного из ведущих дейтинг-сервисов нет ничего хорошего. Конечно, в России много его аналогов, которые выиграют от этой ситуации, но Tinder имел хорошую репутацию и славился надежностью. Считайте — у многих россиян стало на одну возможность меньше наладить личную жизнь», — заявила Plus-one.ru психолог, юнгианский аналитик Людмила Дементьева. Однако, по ее словам, для обретения надежных и долгосрочных отношений, прежде всего, важны не средства их поиска, а готовность и возможность их развивать: «В этом плане те, кто созрел для серьезного союза, так или иначе найдут способ в него вступить».

Уход одного из ключевых дейтинг-сервисов может стать для граждан «психологическим ударом», считает психолог, эксперт по оценке и развитию людей Наталья Маслова. «Tinder закрывает сразу несколько потребностей общества: для одной его части это канал поиска долгосрочного партнера, для другой — возможность флирта, легких отношений, „сброса“ психосексуального напряжения. И в том и в другом случае у большинства пользователей будет наблюдаться так называемая фрустрация — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении желания, и это определенным образом отразится и на общем настроении, и на коммуникациях с другими», — заявила психолог Plus-one.ru.

Система подтверждения личности пользователей, внедренная Tinder, позволяла безопасно знакомиться представителям российского ЛГБТ-сообщества, сообщила Plus-one.ru феминистка Белла Рапопорт. В то же время она назвала уход сервиса из России лицемерным жестом. «Непонятно, что это дает компании. Единственное, что она таким образом точно показывает, — ее не волнует судьба российского квир-сообщества. В публичном поле Tinder ратует за права человека, а по факту лишает меньшинства возможности устанавливать новые связи. Более того, компания замечена в возрастной дискриминации. Доказано, что Tinder повышал цены на все услуги пользователям старше 35 лет. Так что при всех „устойчивых стратегиях“ в центре внимания у руководства остается капитализм», — считает эксперт.

Такие дейтинг-приложения, как Tinder, облегчают жизнь представителям меньшинств, указывает социолог лаборатории «Гражданская инженерия» Петр Иванов. «Есть разные группы людей, которым сложно знакомиться в реальной жизни, — это не обязательно ЛГБТ, это могут быть и пожилые люди. Им сервисы приносят большое благо, облегчают попадание в благоприятную среду, — рассуждает социолог. — А если говорить о широкой аудитории, то для нее использование Tinder сопряжено с рядом проблем — начиная от злоупотребления со стороны тех, кто ищет быстрого секса, и заканчивая тем, что приложение раздувает конвенциональные представления о красоте. В итоге мы получаем ситуацию, когда в самом выигрышном положении оказываются те, кто соответствует традиционному набору штампов о привлекательности, с этой проблемой сервис ничего не делал и не делает». Эксперт убежден, что специализированные дейтинг-сервисы для отдельных групп людей куда лучше справляются с повышением инклюзивности и толерантности в сообществе своих пользователей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Георгий Кожевников