Восемь выводов о кризисе доверия, терпимости и идентичности

Согласно докладу Edelman Trust Barometer 2023 американской коммуникационной компании Edelman, в условиях глобальной турбулентности люди все меньше доверяют правительствам и СМИ, а еще — все меньше готовы жить и работать рядом с теми, кто не разделяет их идеологию. Plus-one.ru изучил ключевые выводы исследования.

Меньше половины жителей планеты верит в оптимистичное будущее на горизонте ближайших пяти лет

№ 1. Многие не верят, что их жизнь изменится к лучшему

Глобальный экономический кризис и общая нестабильность в мире значительно снизили число оптимистично настроенных респондентов: лишь 40% ожидают, что в ближайшие пять лет они и их семьи станут жить лучше. Годом ранее этот показатель составлял 50%. Наиболее негативные прогнозы на будущее строят жители Японии (экономических улучшений здесь ожидают только 9% опрошенных), Франции (12%), Германии (15%) и Италии (18%). Оптимистичнее всего настроены граждане Нигерии — 80%. Во всех из 28 исследуемых стран, кроме Китая, число людей, с надеждой смотрящих в будущее, за прошедший год сократилось — только КНР показала прирост на 1 п. п.

89% респондентов опасаются потери работы, 74% — инфляции. Самые главные экзистенциальные страхи — климатический кризис (76%) и ядерная война (72%).

№ 2. Люди меньше доверяют правительству, больше — бизнесу

Доверие к предпринимателям испытывают 62% опрошенных, а вот к правительству — всего 51% (за год эти показатели не изменились). Потепление отношения к бизнесу — глобальный тренд последних нескольких лет. В 2017 году ему доверяли 52% опрошенных, а в 2018-м — уже 56%. В 2020-м показатель вырос уже до 61%. Во многом всплеску доверия к корпоративному сектору способствовала пандемия коронавируса, во время которой власти продемонстрировали свою неэффективность, а соцсети превратились в источник паники и фейковых новостей. Именно бизнес в условиях глобальной турбулентности стал островком стабильности.

А вот доверие к медиа и НКО незначительно снизилось — на 1 п. п. — до 50% и 59% соответственно. Главными источниками дезинформации большинство людей считает СМИ (42% опрошенных) и власти (46%). Больше всего респонденты доверяют ученым (76%) и коллегам (73%).

№ 3. Бизнес становится источником ценностей и идентичности

Все больше людей считает единственным этичным и компетентным институтом корпоративный сектор. 63% опрошенных выбирают бренды, соответствующие их ценностям, 69% ищут работодателей, которые занимаются решением таких проблем, как климатический кризис и дискриминация. Вместе с тем 68% ожидают, что именно бизнес будет использовать популярность своих брендов для создания общей идентичности, когда люди имеют схожие взгляды, опираются на одни и те же ценности. При этом 41% уверены, что совместные действия бизнеса и правительства помогут достичь результатов в борьбе с дискриминацией, климатическим кризисом, проблемами миграции и экономическим неравенством.

№ 4. Общества разных стран все сильнее поляризуются

53% респондентов заявили, что их страна за последние несколько лет стала более поляризованной. Острее всего эту тенденцию ощущают жители Нидерландов, Швеции и Бразилии. Самыми поляризованными государствами в 2022 году были признаны Испания, Швеция, США, Аргентина, Колумбия и ЮАР. Наиболее сплоченными — Индия, Малайзия, Сингапур, Саудовская Аравия, ОАЭ, Китай, Индонезия. Главными причинами поляризации респонденты считают недостаток общей идентичности, системную несправедливость и недоверие правительству и СМИ.

№ 5. Идеология выходит на первый план

О своей готовности помогать человеку с иным мировоззрением заявили всего 30% опрошенных. Работать или жить с ним готовы лишь 20% респондентов. При этом, по мнению большинства, сильная поляризация в обществе неизбежно замедлит экономическое развитие страны, приведет к росту дискриминации и уровня насилия.

№ 6. Главная поляризующая сила — элиты, обладающие властью и деньгами

Респонденты уверены, что поляризацию общества усиливают богатые и властные люди (62% опрошенных), враждебные иностранные государства (61%), правительственные лидеры (49%) и журналисты (43%). Единению, наоборот, способствуют учителя, главы НКО и бизнеса.

№ 7. Бедные люди меньше доверяют институтам, чем богатые

Экономическое неравенство формируют две различные реальности доверия, в которых живут люди, отмечают эксперты Edelman. Бедные намного меньше доверяют институтам (правительство, СМИ, бизнес, НКО), чем состоятельные граждане. Наибольший классовый разрыв в вопросах доверия зафиксирован в Таиланде (37 п. п.), в США (23 п. п.) и в Саудовской Аравии (20 п. п.).

№ 8. Бизнесу придется восстанавливать экономический оптимизм и доверие к информации

В условиях недоверия правительству и СМИ именно компаниям придется использовать свое сравнительное преимущество, чтобы формировать повестку и находить решения наиболее значимых социальных проблем — от изменения климата и инклюзивности до обучения новым профессиональным навыкам, уверены эксперты Edelman. Другая задача бизнеса — стать источником достоверной информации, а также сотрудничать с правительством для создания практик и стратегий, которые приведут человечество к более справедливому, безопасному и процветающему будущему.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Маргарита Фёдорова