Почему каждому важно осознать, что все в мире взаимосвязано

Человечество тонет в водовороте масштабных кризисов, но вместо того, чтобы объединиться и сообща выбираться из него, многие страны, наоборот, видят друг в друге врагов. Как можно изменить эту самоубийственную стратегию поведения, вместе с учеными, психологами и буддистами разбиралась корреспондент отдела «Общество» Plus-one.ru Маргарита Федорова.

Большая статуя Будды Сострадания Авалокитешвары в Храме Хуай-Пла-Кан в Таиланде

Сила инстинктов

Человеческая цивилизация переживает мощнейшую технологическую революцию. Покажи жителю начала XX века Zoom-конференцию, танцующего робота, нарисованные искусственным интеллектом картины или айфон — он решит, что все это магия. Беда в том, что эволюция нашей психики не поспевает за технологическим прогрессом и мы до сих пор плохо умеем управлять своими инстинктами. Поэтому мы так чувствительны к пропаганде и так легко делим мир на «своих» и «чужих».

Насколько современный человек управляем биологией и как это можно использовать в разжигании войн, в своих лекциях подробно анализирует американский нейроэндокринолог, профессор биологии Стэнфордского университета Роберт Сапольски. Когда человек смотрит на фотографии людей, та часть его мозга, которая отвечает за распознавание лиц, реагирует за десятую долю секунды, выдавая ответ, «чужаки» это или «свои». В случае представителей другой расы, как показали эксперименты, по словам Сапольски, почти у 75% американцев активировалось миндалевидное тело, отвечающее за страх, агрессию и тревогу. Ученые пошли дальше: испытуемым показывали фотографии людей другой расы, но в кепках с логотипами их любимой и ненавистной футбольных команд. И миндалевидное тело уже не обращало внимания на цвет кожи, а фокусировалось на кепке, молниеносно меняя реакцию, кто «свой», а кто «чужой».

И это еще не все. Рассказ о том, как отвратительно и жестоко ведет себя другой человек или группа людей, активирует в мозге островковую долю, которая отвечает за отвращение. Это легко использовать для разжигания войны. В качестве примера Роберт Сапольски приводит выступление кувейтской медсестры в Конгрессе США в 1990 году, когда штаты принимали решение, вмешиваться ли в вооруженный конфликт между Ираком и Кувейтом. Девушка рассказала о зверствах иракских военных в отношении новорожденных детей, которых, по ее словам, выбрасывали на улицу. Позже оказалось, что ее показания были полностью сфабрикованы и она даже не была медсестрой.

В условиях стремительного технологического прогресса такая реактивность мышления и потворство своим инстинктам грозят человеческой цивилизации гибелью, так как в руках у homo sapiens уже не дубинка и даже не ружье, а ядерное оружие. Ученые смоделировали сценарий возможного ядерного столкновения США и России, а также Индии и Пакистана. Прогнозы чудовищны: ядерная зима, нехватка зерна и, как следствие, масштабный голод, не говоря уже о миллионах погибших во время бомбежек.

Мертвая петля травмы

Войны еще сильнее впечатывают в психику паттерн разделения мира на «своих» и «чужих», особенно у детей, и закладывают мину для последующих конфликтов. Педагог Дима Зицер приводит данные исследования Колумбийского университета. Его ученые изучали глубину и характер антисемитских взглядов среди разных поколений немцев. «Те, кто подверглись активному и массированному идеологическому воздействию в детском и подростковом возрасте (в исследовании — те, чьи школьные годы совпали с периодом нацистского режима), остаются под этим влиянием всю оставшуюся жизнь», — пишет в своем телеграм-канале Дима Зицер.

Без рефлексии такие травмы затягивают человека и общество в мертвую петлю повторяющихся губительных сценариев, которые передаются через поколения. Об этих родовых травмах много пишет психолог Людмила Петрановская. Она анализирует опыт советских матерей, растивших детей в одиночку после того, как их мужья погибли во время Второй мировой войны. Этим женщинам нужно было выживать, и они часто становились «железными матерями», лишая своих детей нежности и эмпатии. Когда те вырастали, этот сценарий в разных вариациях начинал проигрываться уже в их семьях.

Конфликт между Россией и Украиной и частичная мобилизация снова ударили по больному месту. «Теперь еще тысячи, сотни тысяч мужчин будут разлучены с детьми в России. Ужасно, что это снова повторяется в нашей истории. Потому что только-только эта рана (травма Великой Отечественной войны. — Прим. Plus-one.ru) затянулась и только-только мы начали восстанавливать какую-то нормальную модель отцовства, начали вырастать дети при папах, как все по новой», — отмечает в интервью Forbes Woman Людмила Петрановская.

Почему гедонизм не спасет

Не только войны угрожают человечеству, но и, как ни странно, наше стремление к счастью. Господство философии материализма, когда основой реальности признается материя, привело к тому, что для большинства людей синонимом счастья стали гедонизм, жажда власти и денег. И homo sapiens благодаря усилиям рекламщиков и крупных транснациональных корпораций меньше чем за столетие превратились в цивилизацию потребления. Катастрофические последствия такого мировоззрения очевидны уже сейчас.

По прогнозам ученых, к 2050 году в морях будет больше пластика, чем рыбы. Мы умудрились уничтожить треть всех лесов, росших в доиндустриальную эпоху. Всего за четыре десятилетия из-за деятельности человека мировые популяции млекопитающих, птиц, рыб, рептилий и амфибий сократились в среднем на 60%. При этом в мире сохраняется высокий уровень социального неравенства, а число голодающих в 2022 году выросло до 828 млн человек.

Однако, как показывает реальность, гедонистическое счастье скоротечно, а главное — зависит от постоянно меняющегося мира. В случае потери внешнего источника счастья и ощущения стабильности человек переживает сильнейший стресс. Это продемонстрировала пандемия COVID-19, спровоцировавшая эпидемию тревожных и депрессивных расстройств по всему миру. От ментальных страданий не защищены и жители благополучных стран: покончить жизнь самоубийством в 2020 году пытались 1,2 млн американцев. Суициды в США три года назад являлись второй по распространенности причиной смерти среди людей в возрасте от 15 до 24 лет.

При чем здесь квантовая физика и буддизм

Без кардинальной трансформации мировоззрения и отказа от философии материализма справиться с масштабным цивилизационным кризисом человечество просто не сможет. Но это требует иного подхода к пониманию того, что на самом деле представляет собой реальность и что может принести человеку ощущение подлинного счастья. Для этого один из мировых учителей буддизма, переводчик и личный ученик Далай-Ламы Алан Уоллес в своей лекции «Что в условиях экокризиса может предложить буддизм» советует вспомнить о квантовой физике, которая уже доказала, что наше восприятие реальности как неизменной — ложно. Об этом всегда говорили буддисты.

Наблюдения за материей на субатомном уровне заставили современных ученых признать тот факт, что атомы порой ведут себя как частицы, а порой — как волны. Это, по сути, означает, что все явления в мире, даже наше собственное «я», — не такие, какими мы их себе представляем. Они являются лишь проекциями, созданными нашим умом с помощью органов чувств. Причем эти представления всегда ярко окрашены нашим желанием обладать чем-то или, наоборот, отторжением и скрывают от нас истинную природу реальности, которая постоянно меняется.

Заблуждения человечества об истинной природе реальности, по словам Алана Уоллеса, порождают ложную идею о конечности сознания после смерти, тем самым подталкивая нас еще больше к экологической катастрофе. «Представление о том, что мы все перестанем существовать в момент смерти, является одной из основополагающих догм материализма. Исходя из этого, срабатывает логика: я умру, и мне все сойдет с рук», — отмечает Алан Уоллес. Как результат, смотря на мир с точки зрения своего ограниченного и, как нам кажется, конечного, «я», мы гонимся за объектами счастья и сами разрушаем их, забывая, что все явления во Вселенной взаимозависимы и обусловлены причинно-следственными связями.

Не только Алан Уоллес предлагает посмотреть на наши действия в отношении планеты и друг друга с точки зрения реинкарнации. В статье «Что, если мы все вернемся?» журналистка The New York Times, сама не верящая в следующие жизни, предполагает, что реальные изменения в человеческом сообществе возможны только в том случае, если каждый человек представит, что он лично родится заново в мире, который мы создаем сегодня посредством нашего коллективного и индивидуального выбора.

Кроме того, по мнению Алана Уоллеса, важно отказаться от гедонизма в пользу философии эвдемонии, когда человек достигает устойчивого состояния счастья за счет развития собственной добродетели, обретая внутренний покой и умиротворение. В буддизме для достижения такого состояния ума применяется практика медитации. Однако без осознания взаимозависимости всего и без развития сострадания к себе и к ближнему и она может стать инструментом достижения эгоистических целей. Например, повышения уровня внимательности, чтобы еще активнее продвигаться по карьерной лестнице и впоследствии купить себе еще один автомобиль.

«Если мы хотим не просто дожить до конца этого века, но и добиться процветания, избавиться от конфликтов, мы должны произвести радикальные изменения в системе обучения подрастающего поколения, практиковать и учить других ненасильственному и благожелательному поведению», — уверен буддийский учитель.

Стрессоустойчивость и гибкость мышления становятся приятным бонусом к осознанию взаимозависимости и развитию сострадания, а это особенно ценно сегодня, ведь мы не знаем, каким будет 2023 год. Если мы не подружимся с обезьянкой внутри, то наши дети (и мы сами, если нам доведется родиться на этой планете снова) не скажут нам спасибо: шансы глобальной катастрофы пока еще очень велики. И видится, что ее главная причина — наш омраченный, мартышкин ум, а не кара Господня и всадники Апокалипсиса.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Маргарита Фёдорова