Взрастить осознанность

Леса горят, льды тают, животные умирают, а люди пытаются сократить антропогенное воздействие на климат. Откуда об экологических проблемах узнает поколение Z, рожденное со смартфонами в руках, и есть ли им до этого какое-то дело? Мы поговорили с российскими родителями о том, как они спасают будущее, воспитывая в детях любовь к окружающей среде.

Марина Шалгинских, экоблогер, активистка движения «РазДельный сбор», Москва

Дочь Виктория (6 лет), сын Виктор (2 года)

Москва очень замусорена. Даже на детских площадках валяются осколки, пластиковые игрушки. Многие родители видят, что ребенок бросает на землю бумажку, но молчат. Я же часто прихожу на площадку с пакетами и предлагаю детям поиграть в очистку мира, и они с удовольствием откликаются.

Я заметила, что у малышей врожденное экологическое мышление и они более восприимчивы к проблемам окружающей среды, тогда как взрослые — скептики и склонны оправдывать свое поведение. Поэтому прививать экологические привычки не требуется, нужно просто наблюдать и поддерживать детей в их начинаниях. Моя дочь стала задавать вопросы об окружающей среде, как только заговорила. Часто спрашивала: а почему так много мусора на улице? Найти тактичные объяснения помогли фильмы, литература, например, книга «Мусорная революция. Свалка о двух концах» — там говорится о том, как с помощью соблюдения простых правил избежать напрасной траты природных ресурсов и сохранить нашу планету для будущих поколений. Недавно мы вместе смотрели веселый фильм «Прекрасная зеленая», который заставляет задуматься о многих серьезных вещах.

Эффективнее всего воспитывать экосознание собственным примером. Наша семья использует многоразовые бутылки для воды, зимой сменяет их на термокружки. В магазины ходим с многоразовыми сумками и фруктовками, выключаем воду во время чистки зубов, свет, выходя из комнаты, поливаем цветы водой, оставшейся после мытья фруктов. Вместо бытовой химии используем дешевые природные средства: соду, горчицу, уксус. Сортируем отходы. Поэтому дочь знает о существовании полезного мусора и отправляет его в соответствующую корзину, рассказывает няне о сортировке и переработке, просит сохранять пакетики из-под корма для птиц. У нее есть даже собственная сумка для покупок.

Вопреки распространенному мифу, вести экологический образ жизни не сложно. В Москве многоразовые авоськи предлагают практически во всех крупных сетях. Есть экомагазины, где продают качественные, вкусные и недорогие товары. Всегда можно найти людей, которые возят натуральные яйца, молоко из области.

В современном обществе потребления даже взрослому человеку сложно ограничивать себя от ненужных покупок и лишних вещей, придерживаясь осознанного минимализма. В магазине я всегда объясняю, что невозможно и не нужно покупать все представленные игрушки, а мы пришли за определенной вещью, и дети соглашаются со мной. С экологическим мышлением у детей все в порядке, так как они понимают законы природы и не делают то, что вредит окружающей среде. А вот до взрослых невозможно иногда достучаться, наталкиваясь на скепсис и цинизм.

Анна Тятте, журналистка, автор блога об экологическом образе жизни, Санкт-Петербург

Сын Василий (2 года)

Я не прививаю экологические привычки ребенку, поскольку он мал. Но вижу, что сын любит природу: обнимает деревья, играет с листиками и камушками. Чтобы он наслаждался окружающим миром и через 30 лет, я практикую и пропагандирую экологическое материнство. Оно предполагает отказ от бытовой химии в доме, использование натуральной косметики, биоразлагаемых подгузников, органических продуктов и, в целом, сокращение потребления. За два года я купила ребенку три-четыре предмета одежды и две игрушки. Остальное нам отдают или дарят. Использую одно средство по уходу за ребенком вместо отдельных для щечек, ножек, мытья головы, купания.

На мой взгляд, в Санкт-Петербурге есть все условия для того, чтобы вести экологический образ жизни: эко-магазины, точки сбора отходов. Я начинала, когда движение «РазДельный сбор» только зарождалось, мусор принимали раз в месяц в одной точке, и возила туда отходы на общественном транспорте. Сейчас есть стационарные пункты практически во всех районах, экотакси, которое доставляет собранное вторсырье до мест переработки.

По моим наблюдениям, главное, на чем экономят родители при экологическом образе жизни, — это на лекарствах и врачах. Я трачу меньше, чем знакомые, не озабоченные экологическими вопросами, так как мало покупаю. К тому же за последние пять лет цены на товары с экомаркировкой снизились, в чем я вижу заслугу экологистов. Некоторые категории товаров априори дешевле, например, деревянные игрушки.

Алексей Чистопашин, блогер, экопредприниматель, Санкт-Петербург

Дочери Катя (13 лет), Христина (10 лет), Дарья (7 лет), сын Иван (3 года)

Экологичное воспитание — это дать детям гармоничное настоящее и здоровое будущее. Для этого нужно обеспечить им хорошие условия жизни в доме — здоровое питание, чистый воздух и воду, создать безопасную экологию. Все это нужно для того, чтобы дети получили запас здоровья и психологическую устойчивость во взрослой жизни.

Главный педагогический инструмент для меня как для отца — это личный пример. Дети посещают вместе со мной программы по экологическому волонтерству, тематические фестивали. Дома мы сортируем отходы и бережем ресурсы. Мои действия приносят результаты — старшая дочь активно пишет рефераты и презентации для школы по экологии, и изучает тему самостоятельно.

Экологическое просвещение среди школьников и даже студентов очень малоэффективно, так как они, как правило, живут с родителями и свои личные привычки вынуждены подстраивать под привычки родственников. Поэтому убеждать школьников в пользе экологичной жизни практически бесполезно, если дома их не поддерживают взрослые.

Воспитание — сам по себе творческий процесс, поэтому мне кажется неправильным воспринимать трудности экологичного воспитания как проблему. Скорее сложно обеспечить детей нужным количеством экологичных продуктов и косметики, потому что их мало в обычных магазинах. Мы практически не покупаем сладости, напитки и жвачки. Они, конечно же, вызывают повышенный интерес у детей, но я нахожу замену в виде биопродуктов.

Альбина Сулейманова, эколог, активистка, сотрудница Минэкологии Башкортостана, Уфа

Дочери Аделя (4,5 года), Элина (2,5 года), Дарина (полгода)

Экологическое воспитание, на мой взгляд, — это когда ребенок растет в семье, в которой пристальное внимание уделяется вопросам охраны природы. Когда ребенок видит, какие действия совершают взрослые для снижения влияния на окружающую среду, он вовлекается и это становится для него нормой.

Мы придерживаемся такого правила: хочешь воспитывать ребенка — начни с себя. Поэтому мы просто действуем, а дети рядом смотрят на нас, живут в экопространстве, принимают участие в нашей жизни. Мы участвуем в экоакциях, в экомероприятиях, часто бываем на природе. Через игру и творчество познаем окружающий мир, животных, растения. Дети свой мусор выбрасывают в урну, участвуют в раздельном сборе отходов и сдаче вторсырья.

При воспитании экологически ответственных людей у нас возникают разные трудности. Например, бывает непросто отговорить ребенка от покупки той или иной гадости (ненатуральный продукт + неперерабатываемая упаковка). Телевидение, магазины нацелены на потребление, и этому сложно противостоять.

Анна Елисеева, экоактивистка, волонтер проекта «Экомешочки вместо пакетов», Москва

Дочь Маша (11 лет), сын Боря (3 года)

Мы с мужем считаем, что экологическое воспитание, как и воспитание вообще, — это сама жизнь. Ребенка учит то, что он видит и слышит ежедневно. Хотя кроме этого есть еще и дополнительные методы: разговоры между делом, совместные просмотры и обсуждение фильмов и книг, внимание к происходящему вокруг.

Экологические воспитательные практики в нашем доме следующие: сортировка и раздельный сбор отходов, бережное отношение к ресурсам (еда, вода, электроэнергия, вещи), использование многоразовых предметов вместо одноразовых (тканевые сумки и экомешочки вместо пакетов, многоразовые контейнеры для еды и бутылки либо термосы для напитков, своя посуда на пикник), уборки на природе — дети участвуют по желанию, специально не заставляем. Кроме того, дети ходят с нами на экособытия — волонтерские акции, фестивали. А еще жизнь предоставляет нам массу поводов для разговоров с детьми и воспитания их через эти разговоры.

Основной трудностью при экологическом воспитании для нас является, наверное, некое противостояние, постоянное противопоставление себя обществу бездумного потребления. Но это хорошая трудность, благодаря ей вырабатывается свое мнение, воля и характер, привычка думать, а не следовать за толпой. Гораздо комфортнее быть как все, но рост начинается там, где заканчивается зона комфорта. Нам нравится, что наши дети растут смелыми и думающими людьми. Про сына еще рано говорить, а вот в отношении дочери, вступившей в подростковый период, меня очень радует то, что она не стесняется нашей и своей инаковости и даже гордится ею.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Авторы

Елена Палёнова, Варвара Селизарова