Одежда, которую мы носим, влияет на нашу карму

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления и экоустойчивой моды, призывает начать путь самосовершенствования с вашего личного гардероба.

Девушка позирует на фестивале BaikalYogaFest, Иркутская область

Мир переживает времена беспрецедентного роста числа людей, практикующих методы осознанности (mindfulness) для духовного развития, улучшения здоровья и повышения качества жизни. Forbes сообщает, что за период с 1990 по 2015 гг. количество поисковых запросов на медицинские исследования подобных практик увеличилось на 71,9%.

Стремительно растет число мобильных приложений, классов, студий, фестивалей, ретритов, позволяющих нам погрузиться в мир осознанности. Годовой объем индустрии велнес, сосредоточенной на гармоничном и здоровом образе жизни — медитация, тренинги личностного развития, йога, пищевые добавки, спа и т.д. — оценивается в $3,72 трлн (данные за 2015 год).

1 / 0

Наша страна не отстает от мировых тенденций. На Байкале прошел II Международный фестиваль йоги и психологии BaikalYogaFest. Мероприятие длилось 10 дней. Занятия вели мастера международного уровня. Участники учились медитации у инструктора практик осознанности и экзистенциального коуча Валерия Веряскина, известного своим проектом «Будда в городе». Занятия по йоге Айенгара вела Елена Ульмасбаева, глава первой в РФ сети специализированных центров Yoga Practika. Мудрость аюрведы изучали с Евгенией Гондюхиной, автором проекта JyotiLife.

Я во второй раз приняла участие в работе фестиваля с семинаром о том, почему внутренняя трансформация зависит от нашего гардероба и как одежда, которую мы носим, влияет на нашу карму.

Как йога и практики осознанности связаны с модой?

Велнес предполагает достижение гармонии с собой, с людьми и с природой. Мы живем в окружении вещей и постоянном «общении» с ними. То, из чего и как они сделаны, и то, как мы взаимодействуем с ними, влияет на нас и на мир вокруг. Самосовершенствование невозможно без достижения гармонии в наших отношениях с материальным миром.

Писатель и духовный оратор Экхарт Толле в книге-манифесте «Новая Земля» обсуждает наше опустошительное стремление выражать себя через потребление и обладание материальными предметами, нашу зависимость от них. Как антидот этому автор предлагает в качестве духовной практики исследовать наши отношения с миром вещей.

Семинар об осознанном потреблении с Ольгой Джонстон-Антоновой

Мой призыв созвучен голосу Толле: начните путь к глубоким внутренним изменениям со своего гардероба. Из практики работы консультантом экоустойчивой моды и осознанного потребления я знаю, что самосовершенствование и духовность невозможны без пересмотра наших отношений с одеждой.

Индустрия моды и текстиля негативно влияет на экологическую обстановку и человека.

Эта сфера промышленности занимает 2-е место после нефтяной по уровню загрязнения окружающей среды, выбрасывая 1,7 млрд тонн СО2 ежегодно. Если ситуация не изменится, то к 2030 году, по данным ООН, нас ждут необратимые климатические перемены с катастрофическими последствиями. Если каждый из нас изменит свое отношение к ресурсам, и в первую очередь к одежде и текстилю, это позволит нам успеть спасти мир. Это особенно актуально на фоне прогнозов об увеличении объемов потребления одежды на 63% к 2030 году.

Что делать? Нужно помнить, что каждая покупка новой вещи, неграмотный уход за ней (например, частая стирка) и ее выбрасывание увеличивают экослед индустрии, снижая шансы на достижение целей устойчивого развития к 2030 году.

Модные тенденции — механизм управления сознанием, созданный ради роста продаж.

Обратите внимание, что вместо традиционных двух сезонов — осень/зима и весна/лето, на которых раньше была основана индустрия, сегодня нам предлагают еженедельные, а зачастую и ежедневные обновления. С возникновением феномена «быстрой моды» в начале 1990-х усилилась покупательская зависимость от непрерывно меняющихся трендов и увеличилось потребление недорогой и доступной одежды. Это привело к росту количества отходов. Покупатели стали соучастниками процесса загрязнения окружающей среды и перерасхода ресурсов.

Что делать? Не принимайте модные тенденции как руководство к покупке и не опирайтесь на них при создании своего индивидуального стиля. Относитесь к этим трендам как к течениям в искусстве, наблюдая за ними, если есть интерес. Носите то, что по душе вам, а не маркетологам, далеким от принципов экоустойчивости. О создании собственного стиля, свободного от тенденций, я пишу в Инстаграме и приглашаю вас к общению на эту тему.

Дешевые вещи — это сигнал тревоги. Они должны быть только в магазинах и на рынках секонд-хенда.

Ли Эделькорт, ведущий трендкастер в мире моды, правомерно задает вопрос: каким образом одна хлопчатобумажная майка может стоить меньше, чем бутерброд, если на нее ушел килограмм выращенного фермерами хлопка, который был собран, превращен в пряжу, соткан в материал, отбелен, покрашен, скроен, сшит в готовое изделие, этикетирован, упакован, разрекламирован и доставлен в магазин или вам домой? Кто платит за дешевые вещи? В индустрии моды до сих пор много теневых сторон, среди которых — использование низкооплачиваемого и принудительного труда.

Что делать? Выясните, соответствует ли ценник вашим этическим принципам — или, скажем, концепции ненасилия в йоге. Проверьте наличие сертификатов этического производства Fair Trade и Fair Wear.

Отправьте запрос «Кто сделал мою одежду?», следуя простому алгоритму, разработанному движением Fashion Revolution. Пользуйтесь мобильным приложением Good on You для проверки уровня ответственности брендов.

Натуральные материалы — это небезопасно.

Распространенное мнение, что носить натуральные ткани — экологично, глубоко ошибочно. 80% хлопка произведено из генетически модифицированного зерна, требующего использования 25% всех пестицидов, которые применяются в сельском хозяйстве. Для создания всех видов тканей, очистки волокна, дубления и выделки кожи, отбеливания, окрашивания, промывки и пропитки материала в большинстве случаев применяются высокотоксичные химикаты.

Что делать? Не покупайте продукцию без сертификатов, подтверждающих ее органическое происхождение. Лучший из них — GOTS. Покупайте вещи из наиболее экоустойчивых материалов — например, конопли — и новых альтернативных тканей, созданных на основе водорослей (Seacell), коллагена (Buki), кофейных зерен, ананаса, грибного мицелия и вторсырья — например, Refibra и Re.Verso.

Будущее моды и вашего гардероба — экоустойчивость.

Модная индустрия, включая бренды «fast fashion», и дальновидные дизайнеры всех калибров ускоренно переориентируются на принципы экологической и социальной ответственности. Но для 100%-ной «зеленой» трансформации в этой отрасли потребуется время.

Как быть? Нужно разбираться в экоустойчивых брендах и принципах покупки, использования и утилизации одежды. Присоединяйтесь к русскоязычной группе дизайнеров и потребителей циклической и экоустойчивой моды. Следите за новым поколением сознательных блогеров — например, Викторией Онкен.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления и экоустойчивой моды

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции