Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления и экоустойчивой моды, призывает начать путь самосовершенствования с вашего личного гардероба.
Мир переживает времена беспрецедентного роста числа людей, практикующих методы осознанности (mindfulness) для духовного развития, улучшения здоровья и повышения качества жизни. Forbes сообщает, что за период с 1990 по 2015 гг. количество поисковых запросов на медицинские исследования подобных практик увеличилось на 71,9%.
Стремительно растет число мобильных приложений, классов, студий, фестивалей, ретритов, позволяющих нам погрузиться в мир осознанности. Годовой объем индустрии велнес, сосредоточенной на гармоничном и здоровом образе жизни — медитация, тренинги личностного развития, йога, пищевые добавки, спа и т.д. — оценивается в $3,72 трлн (данные за 2015 год).
Наша страна не отстает от мировых тенденций. На Байкале прошел II Международный фестиваль йоги и психологии BaikalYogaFest. Мероприятие длилось 10 дней. Занятия вели мастера международного уровня. Участники учились медитации у инструктора практик осознанности и экзистенциального коуча Валерия Веряскина, известного своим проектом «Будда в городе». Занятия по йоге Айенгара вела Елена Ульмасбаева, глава первой в РФ сети специализированных центров Yoga Practika. Мудрость аюрведы изучали с Евгенией Гондюхиной, автором проекта JyotiLife.
Я во второй раз приняла участие в работе фестиваля с семинаром о том, почему внутренняя трансформация зависит от нашего гардероба и как одежда, которую мы носим, влияет на нашу карму.
Велнес предполагает достижение гармонии с собой, с людьми и с природой. Мы живем в окружении вещей и постоянном «общении» с ними. То, из чего и как они сделаны, и то, как мы взаимодействуем с ними, влияет на нас и на мир вокруг. Самосовершенствование невозможно без достижения гармонии в наших отношениях с материальным миром.
Писатель и духовный оратор Экхарт Толле в книге-манифесте «Новая Земля» обсуждает наше опустошительное стремление выражать себя через потребление и обладание материальными предметами, нашу зависимость от них. Как антидот этому автор предлагает в качестве духовной практики исследовать наши отношения с миром вещей.
Мой призыв созвучен голосу Толле: начните путь к глубоким внутренним изменениям со своего гардероба. Из практики работы консультантом экоустойчивой моды и осознанного потребления я знаю, что самосовершенствование и духовность невозможны без пересмотра наших отношений с одеждой.
Эта сфера промышленности занимает 2-е место после нефтяной по уровню загрязнения окружающей среды, выбрасывая 1,7 млрд тонн СО2 ежегодно. Если ситуация не изменится, то к 2030 году, по данным ООН, нас ждут необратимые климатические перемены с катастрофическими последствиями. Если каждый из нас изменит свое отношение к ресурсам, и в первую очередь к одежде и текстилю, это позволит нам успеть спасти мир. Это особенно актуально на фоне прогнозов об увеличении объемов потребления одежды на 63% к 2030 году.
Что делать? Нужно помнить, что каждая покупка новой вещи, неграмотный уход за ней (например, частая стирка) и ее выбрасывание увеличивают экослед индустрии, снижая шансы на достижение целей устойчивого развития к 2030 году.
Обратите внимание, что вместо традиционных двух сезонов — осень/зима и весна/лето, на которых раньше была основана индустрия, сегодня нам предлагают еженедельные, а зачастую и ежедневные обновления. С возникновением феномена «быстрой моды» в начале 1990-х усилилась покупательская зависимость от непрерывно меняющихся трендов и увеличилось потребление недорогой и доступной одежды. Это привело к росту количества отходов. Покупатели стали соучастниками процесса загрязнения окружающей среды и перерасхода ресурсов.
Что делать? Не принимайте модные тенденции как руководство к покупке и не опирайтесь на них при создании своего индивидуального стиля. Относитесь к этим трендам как к течениям в искусстве, наблюдая за ними, если есть интерес. Носите то, что по душе вам, а не маркетологам, далеким от принципов экоустойчивости. О создании собственного стиля, свободного от тенденций, я пишу в Инстаграме и приглашаю вас к общению на эту тему.
Ли Эделькорт, ведущий трендкастер в мире моды, правомерно задает вопрос: каким образом одна хлопчатобумажная майка может стоить меньше, чем бутерброд, если на нее ушел килограмм выращенного фермерами хлопка, который был собран, превращен в пряжу, соткан в материал, отбелен, покрашен, скроен, сшит в готовое изделие, этикетирован, упакован, разрекламирован и доставлен в магазин или вам домой? Кто платит за дешевые вещи? В индустрии моды до сих пор много теневых сторон, среди которых — использование низкооплачиваемого и принудительного труда.
Что делать? Выясните, соответствует ли ценник вашим этическим принципам — или, скажем, концепции ненасилия в йоге. Проверьте наличие сертификатов этического производства Fair Trade и Fair Wear.
Отправьте запрос «Кто сделал мою одежду?», следуя простому алгоритму, разработанному движением Fashion Revolution. Пользуйтесь мобильным приложением Good on You для проверки уровня ответственности брендов.
Распространенное мнение, что носить натуральные ткани — экологично, глубоко ошибочно. 80% хлопка произведено из генетически модифицированного зерна, требующего использования 25% всех пестицидов, которые применяются в сельском хозяйстве. Для создания всех видов тканей, очистки волокна, дубления и выделки кожи, отбеливания, окрашивания, промывки и пропитки материала в большинстве случаев применяются высокотоксичные химикаты.
Что делать? Не покупайте продукцию без сертификатов, подтверждающих ее органическое происхождение. Лучший из них — GOTS. Покупайте вещи из наиболее экоустойчивых материалов — например, конопли — и новых альтернативных тканей, созданных на основе водорослей (Seacell), коллагена (Buki), кофейных зерен, ананаса, грибного мицелия и вторсырья — например, Refibra и Re.Verso.
Модная индустрия, включая бренды «fast fashion», и дальновидные дизайнеры всех калибров ускоренно переориентируются на принципы экологической и социальной ответственности. Но для 100%-ной «зеленой» трансформации в этой отрасли потребуется время.
Как быть? Нужно разбираться в экоустойчивых брендах и принципах покупки, использования и утилизации одежды. Присоединяйтесь к русскоязычной группе дизайнеров и потребителей циклической и экоустойчивой моды. Следите за новым поколением сознательных блогеров — например, Викторией Онкен.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления и экоустойчивой моды
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции