Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области ответственного потребления, — о деятельности движения Fashion Revolution, проводимой им Неделе модной революции и роли каждого из нас в «устойчивой» трансформации текстильного производства.
Fashion Revolution Week (Неделя модной революции) проводится по всему миру с 23 по 29 апреля 2018 года. Она посвящена пятой годовщине трагедии на швейной фабрике Рана Плаза в Бангладеш.
То, что случилось 24 апреля 2013 года, потрясло мир моды и навсегда изменило его. В этот день обрушилась многоэтажная фабрика по производству одежды. Погибли 1138 человек, а инвалидами стали более 2500. Большинство их них — девушки-подростки, работницы швейной фабрики. На спасательную операцию ушло несколько дней, и во многих случаях для того чтобы спасти жизнь человека, приходилось ампутировать конечности, оставляя их под обломками.
Работавшие в здании люди знали, что оно находится в аварийном состоянии, и подавали жалобы руководству. Банк и магазины, располагавшиеся на первом этаже, закрылись, но швейное производство продолжало работу. Людям угрожали увольнением, если они не придут в цеха.
Почему было так важно не прекращать производство? Чтобы выполнить заказ европейских и североамериканских брендов одежды. Среди них — такие известные имена, как Benetton (Италия), Mango и El Corte Ingles (Испания), Matalan (Великобритания), The Children’s Place и Walmart (США), Primark (Ирландия) и другие. Clean Clothes Campaign (Кампания за чистую одежду), всемирный альянс, занимающийся улучшением условий труда работников текстильной индустрии, составил самый полный список брендов, связанных с производством в здании Рана Плаза. Их первой реакцией было откреститься от причастности к трагедии: ведь под угрозу попала их репутация, а значит, и уровень продаж. Надо отдать должное ирландской компании Primark, которая первой признала свою вину и начала оказывать помощь на месте. Она также организовала сбор средств для пострадавшиx и к маю 2015 года выделила 7,3 миллиона долларов США, в то время как многие из причастных к трагедии не сделали никаких пожертвований.
Бесспорно, виноваты бренды быстрой моды, производящие огромные объемы одежды за короткий срок с минимальными затратами. Но для кого они шьют эти вещи? Наш ненасытный аппетит на продукцию по сходной цене только ускоряет и без того быструю моду, снижая ответственность и качество. Мы же не задумываемся над тем, кто делает нашу одежду, в каких условиях и какой ценой. Получается, что за дешевизну вещей платит другой — своим низкооплачиваемым трудом, безвыходным положением, жесткими условиями работы и даже жизнью. Вот откуда берутся недорогие, а порой и дешевые вещи, так радующие нас, любителей частых обновок!
Разбивка цены изделия, проведенная консалтинговой компанией из Нью-Йорка O’Rourke Group Partners, показала, что рубашка поло, сшитая в Бангладеш и продаваемая в Канаде за 14 канадских долларов, обходится ритейлеру всего в 5,67 долларов, из которых швея получает только 12 центов, то есть всего 2% стоимости! Как нам радоваться низкому ценнику, если за эту «радость» платит своим качеством жизни другой человек? Как можно хорошо выглядеть и комфортно чувствовать себя в вещах, созданных в рабских, эксплуатационных, нечеловеческих условиях?
Конечно, можно. Но до поры до времени, пока не знаешь сути процесса производства. Мы, потребители, не виноваты в том, что сложилась такая система. Но мы не должны оставаться слепыми жертвами моды и позволять конгломератам манипулировать нами, нашим сознанием и нашими кошельками. Мы имеем право знать правду о вещах, которые попадают в наши гардеробы и за которые мы отдаем свои деньги. Некрасивую и грустную правду.
Эти знания идут нам на пользу, потому что позволяют сделать осознанный выбор в отношении вещей, которые мы покупаем. Они дают нам силу «защитить» себя, чтобы не быть причастными к подобным преступлениям и изменить ситуацию тех, кто страдает при изготовлении вещей. Мы можем влиять на бренды, производящие одежду «непрозрачным» способом. Как? Например, не покупать вещи, в происхождении которых мы не уверены и требовать у компании ответ на вопрос: «Кто сделал мою одежду?».
Именно для этого после трагедии Рана Плаза и появилась организация Fashion Revolution (Модная революция). Это глобальное движение, созданное в 2013 году двумя британскими дизайнерами, Орсолой де Кастро и Кэрри Сомерс, открыто для всех. У него появилось и российское отделение. В рамках Недели модной революции, проходящей ежегодно в конце апреля, по всему миру организуются тысячи мероприятий, приуроченных к годовщине трагедии в Бангладеш. Их задача — привлечение внимания к проблеме влияния индустрии моды на условия труда и окружающую среду. По мнению организаторов, первый шаг, который необходимо сделать для трансформации отрасли, — это достижение информационной прозрачности: сведения о том, кто, где и в каких условиях производит одежду, должны находиться в открытом доступе. Во время акций Fashion Revolution бренды и магазины отвечают на все вопросы публично.
Подобные мероприятия проводятся в течение всего года, но именно во время Fashion Revolution Week каждый из нас может подключиться и потребовать от бренда ответить на вопрос «Кто сделал мою одежду?», узнать имя мастера и даже увидеть ее или его лицо на фотоснимке. Если вы сами работаете в этой отрасли, вы можете разместить и свое фото с табличкой «Я сделал твою одежду» или «I made your clothes» и названием бренда, если вы дизайнер или портной, или с названием лейбла, который вы представляете. Как потребители, мы все можем участвовать в акции. Для этого надо сделать следующее: сфотографируйтесь в вещи — например, кофте или майке, надетой наизнанку и задом наперед, — так, чтобы было видно название бренда на этикетке, или просто снимите лейбл на камеру вашего телефона, а затем разместите фото в Инстаграме или Твиттере с английским хэштегом #whomademyclothes и хэштегом бренда. Вы также можете отправить компании-производителю имейл с вопросами.
На сайте Fashion Revolution можно прочитать, как быстро и легко это сделать. Возможно, вам ответят сразу. Если бренду нечего стыдиться и скрывать, то вам скажут, где и кем была произведена вещь. Возможно, вас просто переадресуют на сайт компании в раздел корпоративной социальной ответственности. Но этого недостаточно. В таком случае и в случае, если вам не ответят, повторяйте запрос, не оставляя бренд в покое. Такова рекомендация Fashion Revolution. Ведь чем больше людей будет оказывать давление, чтобы узнать #ктосделалмоюодежду, тем труднее будет скрывать информацию от потребителя и тем больше брендов будет задумываться о проблеме и делать шаги к лучшему. А главное — все меньше людей, занятых в цепочке производства, будет страдать. Мода должна нести радость, наслаждение, красоту, а не разруху и несчастья.
На сегодня более 2000 брендов ответили на вопросы потребителей, поддерживающих Fashion Revolution. Эти компании предоставили реальную информацию о поставщиках, швеях, фотографии людей, которые изготaвливают одежду. Индийский производитель Shahi создал специальный вебсайт для Недели модной революции 2017 года, чтобы рассказать о жизни и работе своих сотрудников — более 100 тысяч.
По сведениям Fashion Revolution, в апреле прошлого года в акции приняло участие свыше 2 миллионов человек по всему миру. Более 66 тысяч посетили одно из 1000 мероприятий, организованных активистами по всему миру, в дополнение к 740 акциям, прошедшим в школах и вузах при участии членов движения. Радостно, что среди этих событий — и мое берлинское, проходившее в виде тура по магазинам одежды, в процессе производства которой соблюдаются права человека и минимизировано негативное воздействие на окружающую среду. В прошлом году участники моего тура посетили магазины и ателье местных берлинских дизайнеров, посмотрели, кто, где и как изготавливает одежду, и смогли примерить и купить уникальные вещи для своего гардероба. Бренды, производящие свои коллекции за рубежом, рассказали нам, как они наладили прозрачный производственный процесс, выплачивают своим сотрудникам адекватную заработную плату, а не прожиточный минимум, предоставляют социальную защиту и справедливые условия труда. В этом году я провожу панельную дискуссию об ответственном производстве одежды и роли потребителя в оздоровлении ситуации. Мы будем говорить с представителем немецкого отделения Fashion Revolution, берлинским дизайнером Юлией Мюллер, которая производит свои коллекции в Перу, и британским дизайнером Хелен Гимбер, представителем Clean Clothes Campaign. Участники мероприятия смогут сделать фото и запросы в соцсетях с хэштегами #whomademyclothes и #ктосделалмоюодежду. Надеюсь, они сподвигнут свое окружение и домашних сделать то же самое.
Любой желающий может организовать подобное мероприятие и зарегистрировать его на сайте Fashion Revolution. Оно может быть небольшим, таким как просмотр фильма на тему влияния моды на окружающую среду и человека — например, The True Cost или Riverblue. Это может быть модный показ от дизайнеров, соблюдающих принципы социальной и экологической ответственности, обмен одеждой, мастер-класс по апсайклингу текстильной продукции, разговор на тему этичности производства в фэшн-индустрии. Если вы дизайнер, вы можете организовать открытую студию и показать, где вы работаете и кто шьет вашу одежду. Не забудьте гордо разместить свое фото или фото ваших сотрудников с табличкой «Я сделал твою одежду» или «I made your clothes» (эти стандартные фразы, исполненные в одном узнаваемом стиле, нужно распечатать с сайта Fashion Revolution). Используйте свои достижения в области ответственного производства как преимущество для продвижения своей продукции: «позитивной» моды должно стать больше, а потребитель должен знать, где ее найти.
Российское отделение Fashion Revolution — это наша с вами площадка для продвижения этической моды. Организованная вами акция или ваше участие в одном из уже объявленных мероприятий — это ваш шаг к улучшению мира и развитию движения в нашей стране, которая является большим рынком сбыта модной продукции.
За пять лет существования Fashion Revolution добилась мирового признания и имеет большой вес для брендов. Деятельность движения освещали BBC, британский Vogue, El Pais, Forbes, Reuters и многие другие СМИ. Kроме того, эта организация составляет Индекс прозрачности индустрии моды.
Давление Fashion Revolution на бренды дает положительные результаты, способствуя изменению системы в сторону этичности, прозрачности и справедливости. Помимо этого, движение занимается просветительской работой, рассказывает потребителям о ситуации на производстве, ответственных покупках и способах утилизации вещей: обмене, ресайклинге, сборе одежды. Организация работает с правительствами и законодателями разных стран, призывая их изменить законы и требования к производству одежды. На протяжении всего года Fashion Revolution ежедневно проводит информационно-образовательные акции в различных странах мира. Также организация выпускает онлайн-журнал Fanzine.
Присоединяйтесь к этому глобальному движению во время текущей Недели модной революции. Это ваш шанс не только «оздоровить» свой гардероб, но и сделать наш мир экологичнее и справедливее.
23 апреля Fashion Revolution Week начнется c ежегодного мероприятия в британском парламенте: ответов на вопросы о моде (Fashion Question Time), с последующей пресс-конференцией. Хэштег события — #FQT. В этот же день Fashion Revolution опубликует второе издание Индекса прозрачности индустрии моды, включающее рейтинг 100 мировых брендов, общий оборот которых составляет 1,2 миллиарда долларов США. В этом году официальная тема Fashion Revolution Week — «Деньги, Мода, Власть».
Давайте присоединимся к самой мирной и красивой революции.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Ольга Джонстон-Антонова, эксперт в области экоустойчивой моды и ответственного потребления