Краудсорсинг: как ресурсы толпы помогают решать задачи экологии и благотворительности

Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов») — это решение задач и достижение целей с помощью интернет-пользователей, готовых на добровольной основе сделать вклад в общее дело. Всемирная сеть упрощает этот процесс: помогает обозначить цель, решить организационные вопросы, выбрать один из предложенных вариантов. Plus-one.ru — о том, как коллективный разум делает мир лучше.

Благодаря краудсорсингу люди могут делиться друг с другом полезными идеями и делать общее дело

Как работает краудсорсинг

Для краудсорсинга удобно использовать специальные площадки, где собирается активная аудитория, готовая двигаться к общей цели. Первой российской крауд-платформой для решения социальных проблем стала SODEA. С 2015 года она позволяет тысячам людей делиться идеями и голосовать за лучшие варианты. В качестве организаторов выступают некоммерческие фонды, бизнес, международные организации.

Например, Роспотребнадзор пришел на SODEA с вопросом: как убедить молодых людей делать тесты на ВИЧ даже при отсутствии симптомов заболевания? Сбор идей продлился три месяца, и в итоге победили нестандартные предложения — яркое граффити и инсталляция из презервативов «Жизнь есть!».

Преимущества краудсорсинга:

В проектах участвуют люди, заинтересованные в их успехе.

Не нужно иметь в штате множество специалистов.

Для достижения результата требуется минимум затрат и времени.

Можно привлечь к решению задачи людей из всех регионов России, разного возраста, с разным образованием. А еще — экспертов, добровольцев с уникальным жизненным опытом, иностранцев.

Коллективная работа позволяет заполнить пробелы в знаниях и учесть всевозможные нюансы.

Мотивация для участия в краудсорсинге может быть разной. Одни люди находят в таких проектах возможность сделать доброе дело, быть полезными. Для других важна самореализация. Третьи лично сталкивались с подобной проблемой и готовы обменяться опытом с другими людьми. Кроме того, некоторые компании дарят лучшим участникам призы. Например, наборы продукции, сувениры.

Краудсорсинг в благотворительности

Как отмечает главный исполнительный директор DAN Russia Мария Донских, «мир меняется, и новое поколение молодых людей готово работать над развитием общества». В подтверждение этому в России появилась крауд-платформа Better, оказывающая НКО бесплатные услуги по созданию рекламы. Она объединяет благотворительные проекты, которые занимаются решением важных социальных задач, и интеллектуальных волонтеров: специалистов рекламной индустрии, медиамеценатов, маркетологов.

Еще один пример использования «ресурсов толпы» для благотворительной деятельности — крауд-проект по делам беженцев при Организации Объединенных Наций. ООН ставит задачи — например, как снизить уровень смертности в лагерях беженцев, — а эксперты предлагают варианты их решения. Лучшие идеи реализуются, при наличии ресурсов и возможности для этого.

Краудсорсинг в сфере корпоративной социальной ответственности

Согласно результатам исследования фирмы по маркетинговым коммуникациям Weber Shandwick, 44% американских компаний хотя бы раз использовали краудсорсинг в сфере КСО, и 95% из них остались довольны результатом. Отвечая на вопрос «В чем ценность крауд-проектов?», 36% руководителей отметили, что они открывают для компании новые перспективы и позволяют узнать мнение пользователей о продукте. 25% таким способом взаимодействуют с целевой аудиторией. Для 22% это способ попросить клиентов и заказчиков поделиться идеями. Для 16% — возможность привнести новую энергию в процесс генерации идей и контента.

Как отмечает исполнительный директор компании WikiVote Ростислав Вылегжанин, российские компании больше заинтересованы во внутрикорпоративном краудсорсинге. Его главная цель — наладить коммуникацию с персоналом. Работники видят процесс создания продуктов изнутри и могут дать рекомендации по улучшению их качества и безопасности. Или рассказать о волонтерских проектах, в которых может поучаствовать компания. А еще — о проблемах, с которыми они сталкиваются в процессе работы. Это может положительно отразиться на репутации компании и сократить текучку кадров.

Благодаря устройствами AirVisual Series люди могут делиться информацией о качестве воздуха в своем районе на специальном сайте

Краудсорсинг в экологии

Число крауд-проектов в сфере защиты природы постоянно растет. Вот некоторые из них:

Карта загрязнения воздуха IQAir

Ежегодно около 7 млн человек умирает от плохого качества воздуха, и IQAir стремится это изменить. Каждый из нас может установить монитор AirVisual Series (например, под навесом или на стене дома в защитном коробе) и предоставлять платформе собранные данные. Это привлечет внимание к регионам, нуждающимся в снижении уровня загрязнения воздуха.

+1Город

На карту можно добавлять экоточки, о которых вы узнали: лавки с фермерскими продуктами, пункты приема вторсырья, ремонтные мастерские и многое другое. Так вы поможете людям понять: все, что нужно для экологичного образа жизни, находится рядом.

ECOMAP

Карта, на которой можно отметить местоположение несанкционированной свалки. Отходы, оставленные в не предназначенном для этого месте, отравляют окружающую среду. Особенно опасны медикаменты, электроприборы, батарейки, ртутные лампы и термометры, взрывоопасные вещи. За время существования проекта добровольцы отметили на карте более 10 тысяч свалок. Это помогает контролирующим организациям и добровольцам узнать о территориях, требующих незамедлительной уборки, а также привлечь нарушителей к ответственности.

Краудсорсинг в волонтерстве

Краудсорсинг помогает волонтерам решать рутинные задачи и эффективнее использовать время. Например, добровольческий отряд «ЛизаАлерт», который занимается поиском пропавших людей, делает снимки болот, полей и других труднопроходимых участков местности при помощи дронов. Если волонтеры не успевают просмотреть все кадры, им помогают исполнители «Яндекс.Толоки». Они отмечают снимки, на которых есть человек, и отправляют их специалистам «ЛизаАлерт» для детальной проверки.

Кроме того, краудсорсинг способствует развитию волонтерства. В 2021 году на онлайн-платформе «Город идей» был реализован проект «Волонтеры Москвы». Жители столицы подготовили для него более тысячи идей. Среди них — предложение активнее привлекать добровольцев к помощи пожилым людям, готовым приютить бездомных животных. А еще — открыть в каждом районе столицы приемные «Мосволонтера».

Краудфандинг — чем он отличается от краудсорсинга

Краудфандинг — это помощь не идеями, а деньгами. Организация публикует описание своего проекта, объясняет, почему людям стоит спонсировать его, и ждет, пока соберется нужная сумма. В России есть три крупных платформы для коллективного финансирования — Planeta.ru, Boomstarter и Kroogi. Последняя специализируется на творческих инициативах. В отличие от фандрайзинга, крауд-проекты не только собирают деньги, но и предлагают что-то взамен. Например, приглашают на мастер-класс или экскурсию.

Краудфандинг все чаще применяется в сфере благотворительности. По словам директора Boomstarter Марии Докшиной, иногда к сбору средств подключаются крупные спонсоры, которые сразу переводят проекту необходимую сумму. Чтобы повысить шансы, стоит интересно оформить страницу проекта, выложить видеообращение, грамотно составить смету, предложить нестандартную награду.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева