Чтобы снизить риски для своего бизнеса, компании внедряют принципы устойчивого развития, становясь более социально и экологически ответственными. Plus‑one.ru разбирался, как происходит ESG-трансформация и как она увеличивает прибыль организаций.
Устойчивое развитие компании подразумевает соблюдение следующих ESG-принципов:
Экологичность (Environmental). Безопасность производства и бережное отношение к природе: снижение выбросов, контроль воздействия товаров на окружающую среду в течение всего их жизненного цикла — от добычи сырья до утилизации.
Забота о людях (Social). Справедливая оплата труда и повышение квалификации сотрудников, защита прав потребителей, адаптация товаров и сервисов для людей с ограниченными возможностями здоровья, трудоустройство уязвимых групп граждан — тех же людей с инвалидностью, мигрантов, представителей коренных народов и других меньшинств.
Качественное корпоративное управление (Governance). Соблюдение международных принципов и стандартов: подробная отчетность, отслеживание финансовых потоков для борьбы с коррупцией, открытость перед государством, инвесторами и потребителями.
ESG-принципы сформулировал бывший генеральный секретарь Организации Объединенных наций (ООН) Кофи Аннан в 2004 году в докладе «Неравнодушный побеждает». Он призвал мировые компании пересмотреть свои бизнес-стратегии для достижения целей экологически, социально и экономически стабильного развития, борьбы с глобальным потеплением.
Среди компаний, придерживающихся ESG-подходов в производстве, много известных брендов. Например, модные гиганты Michael Kors, Armani, Gucci и Jimmy Choo поддержали этичные инициативы, прекратив использовать натуральный мех. А Nike разработал экологичную замену натуральной коже — износостойкий материал Flyleather из вторичного сырья. Его использование на 80% снижает выбросы парниковых газов при производстве и на 90% уменьшает расход воды. Однако даже этим компаниям есть над чем работать как в плане экологичности, так и с точки зрения защиты прав собственных сотрудников.
В нашей стране ESG считается новым, но активно развивающимся направлением. За 2021 год количество российских предприятий, заботящихся о соблюдении ESG-принципов, увеличилось вдвое. По данным аналитической платформы RAEX PRO, в начале 2021-го их было 80, а в феврале 2022 года — уже 160.
Согласно результатам исследования французской компании по управлению активами Amundi, с 2014 по 2017 годы инвестиционные портфели, собранные в соответствии с принципами ESG, принесли больше дохода, чем инвестиции в организации, которые не придерживались стратегии устойчивого развития.
Эксперты американской финансовой компании Morgan Stanley Capital International (MSCI) отмечают, что высокие показатели ESG снижают издержки предприятия, помогают выйти на стабильный доход и уменьшают риск падения стоимости активов. Кроме того, у организаций с высоким уровнем корпоративной ответственности на 15-20% меньше текучка персонала, что положительно влияет на финансовые показатели.
По данным бизнес-издания Raconteur, в 2019 году устойчивое инвестирование предпочли 49% респондентов, в том числе 70% миллениалов (родившихся с 1980 по 2000 годы). В 2017-м «зеленых» инвесторов было заметно меньше — 23% среди всех опрошенных людей и 38% среди миллениалов. А по результатам опроса консалтинговой компании Edelman Trust Barometer, проведенного в 2020 году, 71% потребителей готовы отказаться от покупки продукции компании, если из-за нее страдает окружающая среда.
Чтобы инвесторы могли выбрать организации, движущиеся по пути устойчивого развития, MSCI и другие аналитические агентства составляют ESG-рейтинги. Единого подхода к подсчету баллов нет. Но, как правило, присвоение места зависит от следующих факторов:
Воздействие на окружающую среду (рациональное потребление сырья, обращение с отходами, стратегия снижения негативного влияния на природу)
Использование альтернативной энергетики и «зеленых» технологий
План по снижению негативного влияния на окружающую среду
Отношение к сотрудникам (оплата труда, соцпакет, комфортные и безопасные условия работы)
Ответственное производство (использование сырья из проверенных источников, качество и надежность, безопасность для потребителя)
Социальные гарантии для персонала (страхование здоровья, обеспечение питанием, возможность получить материальную помощь)
Открытость информации о деятельности компании, деловая репутация
Отсутствие коррупции, прозрачность бизнес-процессов
Грамотное управление, понятная стратегия развития, честная конкуренция
Данные об организациях берут из годовых отчетов, публикаций в открытых источниках и результатов анкетирования. Отказ от раскрытия информации может ухудшить репутацию бренда и привести к падению рыночной стоимости его акций.
В 2006 году ООН представила принципы ответственного инвестирования, учитывающие ESG-подход. Согласно им, стоит вкладывать денежные средства в развитие компаний, которые заботятся не только о повышении дохода, но и об экологичности, социальной ответственности, соблюдении законодательства. За рубежом такой подход уже успел стать распространенным. Многие эксперты прогнозируют, что от компаний, игнорирующих принципы устойчивого развития, вскоре откажутся все мировые инвестиционные фонды.
ESG-рейтинг помогает инвесторам избегать организаций, деятельность которых связана с высокими экологическими рисками, например способна привести к авариям и утечке загрязняющих веществ. В 2010 году в Мексиканском заливе взорвалась нефтяная платформа швейцарской компании Transocean. Систематические нарушения безопасности привели к крупнейшему разливу нефти в истории. Катастрофу можно было предотвратить, если бы Transocean, BP и другие компании, виновные в произошедшем, вели свою деятельность в соответствии с ESG-принципами.
Определить приоритеты. Стратегия устойчивого развития подходит для любого бизнеса без исключения. Главное — определиться с целями, которых нужно достичь в первую очередь. Например, если компания не загрязняет окружающую среду, можно сделать акцент на улучшении условий труда сотрудников, налоговой прозрачности и участии в социальных проектах.
Найти пути снижения ESG-рисков. Следование ESG-принципам — это не только траты, но и возможность увеличить прибыль за счет конкурентного преимущества и повышения привлекательности компании для инвесторов. Кроме того, расходы можно компенсировать благодаря эффективному использованию ресурсов. А оптимизировать траты на маркетинг поможет сквозная аналитика. Так, может оказаться, что бумажные буклеты не помогают вам найти клиентов, а лишь увеличивают количество отходов, в отличие от рекламы в интернете.
Пересмотреть бизнес-план компании. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы долгосрочная стратегия развития организации была разработана с учетом экологических и социальных аспектов.
Назначить руководителей, ответственных за перемены. В крупной компании система корпоративного управления должна включать три компонента: мотивация, развитие, аудит.
Кроме того, важно следить за тенденциями в области устойчивого развития. Правила и нормы в сфере ESG-регулирования постоянно меняются даже на международном уровне, а в нашей стране они вообще находятся на стадии формирования. Это значит, что нужно изучать результаты новых исследований, учиться на примере компаний, достигших отличных результатов в этой области, следить за государственными инициативами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева