Какие практики устойчивого развития есть у компаний

Успех бизнеса зависит не только от качества выпускаемых товаров и предоставляемых услуг, но и от репутации бренда. Важная составляющая имиджа современных компаний — вклад в достижение Целей устойчивого развития, сформулированных Организацией объединенных наций (ООН). Plus-one.ru рассказывает о том, как принцип ответственного управления бизнесом помогает заботиться о будущем планеты.

Что такое устойчивое развитие

Это концепция развития общества, экономики и технологий без ущерба для благополучия последующих поколений.

Для поддержания текущего уровня жизни нам уже необходима не одна, а 1,7 таких планеты, как Земля. Получается, мы отбираем природные ресурсы — ну, или берем взаймы — у будущих поколений, приближая тот день, когда в мире не останется пресной воды, плодородных почв, лесов, животных, полезных ископаемых, чистого воздуха.

Общемировой тренд на устойчивое развитие позволяет добиться баланса трех элементов — экономического роста, защиты интересов общества и сохранения окружающей среды. Благодаря этому качество жизни людей повышается, а разрушительное воздействие на природу снижается.

h2 — Цели в области устойчивого развития

В 2015 году представители 193 государств ООН сформулировали 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), которые должны быть достигнуты к 2030 году. В их числе: ответственное производство и потребление, санитария и доступ к чистой воде, сохранение экосистем морей и суши, недорогая и чистая электроэнергия, здоровье и благополучие населения. Но ни одна страна не сможет достичь этих целей лишь усилиями правительства и общественных организаций, поэтому ООН призывает бизнес учитывать ЦУР при планировании своей деятельности.

Недорогая и чистая электроэнергия

Запасы нефти, природного газа и других ископаемых видов топлива исчерпаемы. Так, в 2020 году Счетная палата РФ выяснила, что разведанных месторождений «черного золота» хватит на ближайшие 35 лет. Кроме того, на долю энергетики приходится около 76% выбросов, загрязняющих атмосферу и ускоряющих глобальное потепление. Поэтому одной из основных целей стран и компаний стал переход на альтернативные источники энергии — солнце, ветер, биотопливо, приливы и отливы, недра Земли (геотермальные электростанции).

К примеру, покидающая нашу страну IKEA ранее перевела 14 своих российских магазинов и торговые центры «Мега Химки», «Мега Теплый Стан» и «Мега Белая Дача» на солнечную и ветряную электроэнергию. Кроме того, материнская компания IKEA Ingka Group в апреле 2022 года купила девять солнечных парков в Германии и Испании, чтобы свести выбросы в этих двух странах к нулю.

Среди отечественных компаний одним из первых углеродной нейтральности планирует достичь Сбербанк — к 2030 году. 27 его офисов уже работают на альтернативной энергии. Кроме того, Сбербанк инвестирует в строительство ветропарков в Ростовской и Мурманской областях и солнечных станций в Самарской, Волгоградской, Астраханской областях, Ставропольском крае и Башкортостане. За последние пять лет Сбербанку удалось сократить потребление энергии на 20%, что является большим шагом на пути к нулю выбросов.

Ответственное потребление и производство

Модель экономики «добыть — произвести — выбросить» приводит к истощению природных ресурсов и образованию огромного количества мусора. Ее экологичная альтернатива — экономика замкнутого цикла, где объем отходов сведен к минимуму и большая его часть перерабатывается для производства новых товаров.

По информации издания «Ведомости», 100% непищевого мусора X5 Retail Group становится вторичным сырьем. Вместе с тем компания сокращает потребление одноразовой упаковки: для этого она прекратила раздавать покупателям бесплатные пакеты и предлагает вместо них многоразовые сумки-шоперы.

IKEA стремится повысить уровень переработки пластика и других отходов, которые образуются при операционной деятельности компании, до 100% к 2030 году. Сейчас он равен 77%. При этом некоторые виды отходов удается превратить в новый материал. Например, картонные уголки, защищающие товары при транспортировке, становятся наполнителем для посылок. А бумажные стаканчики после переработки обретают вторую жизнь в виде держателей для напитков. Использование вторсырья не только экономит природные ресурсы, но и помогает снизить потребление электроэнергии и воды.

Очистные сооружения «Биосфера» на Московском НПЗ

Рациональное использование водных ресурсов

По данным ООН, 2,2 млрд человек не имеют доступа к чистой питьевой воде. Ученые из Французского института геологических наук и Дартмутского колледжа прогнозируют, что к 2050 году эта проблема коснется двух третей населения планеты. Особого внимания требует контроль загрязнения водоемов: микробное заражение воды, вызванное сбросом сточных вод, ежегодно сокращает жизни людей на 4 млн лет.

«Газпром нефть», стремясь к рациональному использованию воды, сократила ее расход на Московском нефтеперерабатывающем заводе благодаря внедрению современных очистных сооружений «Биосфера». Эта установка очищает стоки от примесей и возвращает полученную жидкость в производственный цикл. За два года работы «Биосферы» расход пресной воды снизился в пять раз.

Новое оборудование, сокращающее забор речной воды почти на 3 млн кубометров в год, было установлено и на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК) — крупнейшем потребителе воды среди предприятий международной металлургической и горнодобывающей компании «Евраз». В 2020 году ЗСМК подвел итоги последнего десятилетия, согласно которым забор воды из реки Томь сократился на 68%, а объем сточных вод снизился на 50%.

Сохранение экосистем суши

Деятельность человека изменила около 75% поверхности планеты, оставив мизерные островки нетронутой природы. Из-за засухи и нерационального использования земель мир ежегодно теряет 12 млн гектаров плодородных почв. Это ставит под угрозу способность человечества обеспечить себя едой.

Учитывая это, компании начали бороться за сохранение плодородия почв. Так, PepsiCo планирует к 2030 году внедрить методы устойчивого земледелия на 3 млн га — почти всей территории, используемой компанией. Устойчивое земледелие подразумевает применение растительных удобрений вместо химикатов, а также бережное отношение к почве, в том числе соблюдение севооборота (чередования видов сельскохозяйственных культур, выращиваемых на одной территории).

Леса, где обитают около 80% наземных видов растений и животных, тоже находятся под угрозой. По данным Greenpeace, с 2000 по 2020 годы с лица Земли исчезло 12% диких лесов — территория, которую они занимали, в три раза больше площади Испании. Каждое пятое дерево на планете вырубается для производства бумажной продукции, подсчитали в Greenpeace.

В 2019 году авиакомпания S7 Airlines начала отчислять по 100 рублей с каждого проданного авиабилета на рейсы по сибирским направлениям, чтобы собрать средства для посадки 1 млн деревьев. Компания планирует завершить высадку саженцев в 2022 году, а затем — ухаживать за ними в течение двух лет. Кроме того, S7 Airlines перестала предлагать пассажирам бумажную прессу и перевела в электронный формат посадочные талоны, маршрутные квитанции и другие документы. Это позволяет экономить до 600 тысяч листов бумаги в месяц.

Волонтеры собирают продукты питания для передачи нуждающимся

Хорошее здоровье и благополучие

Пандемия заставила многих людей изменить отношение к заботе о своем здоровье. В 2020 году, по результатам исследования международной некоммерческой организации Food & Health Survey, 54% потребителей выбирали полезные продукты чаще, чем 10 лет назад. А по данным интернет-магазина Ozon, россияне стали покупать еду из раздела ЗОЖ в три раза чаще, чем годом ранее.

В ответ на этот запрос компании увеличили производство товаров для правильного питания. Например, PepsiCo в России до приостановки деятельности в нашей стране активно сокращала содержание добавленных сахаров, насыщенных жиров и соли в своей продукции. Ее успехи отражены в отчете об устойчивом развитии за 2020 год. По сравнению с 2017 годом компания уменьшила использование соли и сахара на 8%. Продуктов с низким содержанием вредных жиров стало больше на 10%.

В марте 2022 года PepsiCo решила прекратить продавать на российском рынке Pepsi, Mirinda и 7Up. Компания планирует заменить их напитками со вкусом апельсина, лимона и лайма. Они будут выпускаться под брендом «Русский дар».

Кофейный производитель Paulig также стремится учитывать экологическую повестку в своей работе. Цель компании — к 2030 году увеличить количество товаров и услуг, произведенных с заботой о здоровье и благополучии населения, до 70% и полностью перейти на упаковку, которая соответствует концепции устойчивого развития, то есть перерабатывается или изготовлена из вторичных материалов. Правда, компания опасается, что российская инфраструктура недостаточно развита, чтобы внедрить современные технологии переработки отходов.

Помимо этого, Paulig совместно с «Фондом продовольствия „Русь“» проводит фудшеринговые кампании: собирает излишки продуктов и передает их нуждающимся. 5 мая 2022 года Paulig объявил о своем уходе с российского рынка. Активы компании приобрел предприниматель из Индии Викас Сои.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева