Как IT-технологии решают проблемы благотворительности

В России становится все больше людей, готовых перевести деньги в благотворительный фонд, но объемы пожертвований пока далеки от стран, лидирующих в сфере помощи нуждающимся. Причины — все еще низкий уровень доверия к некоммерческим организациям и отсутствие удобных сервисов для системных переводов. Plus-one.ru разбирался, как решаются актуальные проблемы благотворительности.

Новые цифровые технологии помогают повысить доверие к благотворителям и увеличить сбор пожертвований

Рейтинг стран мира по уровню благотворительности

Британский фонд Charities Aid Foundation (CAF) уже более 10 лет составляет рейтинг Всемирного индекса благотворительности. Организация учитывает три показателя: помощь незнакомцам, переводы в некоммерческие организации (НКО) и волонтерство. По данным последнего отчета, опубликованного в 2021 году, лидерами этого рейтинга стали Индонезия, Кения и Нигерия, а Россия заняла 67-ю позицию. Благотворительной деятельностью занимаются 33% жителей нашей страны. 57% из них признались, что помогают незнакомым людям, например дают милостыню, 28% — делают пожертвования в НКО, а еще 14% — участвуют в волонтерских проектах. Прогресс ощутим, ведь в 2019 году Россия была на 110-й строчке рейтинга. Но российские НКО по-прежнему сталкиваются с препятствиями, мешающими им оказывать помощь нуждающимся.

Проблема недоверия к фондам помощи

Опрос национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) показал, что 43% россиян не доверяют благотворительным организациям. Основные причины такого отношения — подозрение в мошенничестве или пропаганде милосердия для ухода от уплаты налогов, а также отсутствие возможности узнать, на что были потрачены собранные средства.

Но, как отметила Анжелика Иванова, руководитель проекта «Все вместе за разумную помощь» московской ассоциации НКО «Все вместе», на самом деле благотворительность строго контролируется налоговыми органами и министерством юстиции, поэтому использовать фонды для ухода от налогов практически невозможно. А вот случаи мошенничества действительно есть, но это не повод отказываться от пожертвований в надежные НКО. Если внимательно изучить информацию об организации, прежде чем перевести деньги на ее счет, раскрыть обман будет несложно.

Как решить проблему с доверием

Для фондов помощи важна активность в интернет-пространстве: посты и видео в соцсетях, упоминания от СМИ, блогеров и знаменитостей, онлайн-трансляции, сюжеты на телевидении. У потенциальных благотворителей должна быть возможность зайти на сайт или в социальную сеть фонда, найти публикации о его достижениях и целях, изучить отчетность, задать интересующие вопросы. Кроме того, можно предложить людям, интересующимся работой организации, подписаться на рассылку о ее деятельности.

Если сотрудники НКО не могут оперативно ответить на вопросы благотворителей и людей, нуждающихся в помощи, стоит задуматься о запуске чат-бота. Он помогает пользователям избавиться от распространенных заблуждений, вызывающих недоверие к фондам, сориентировать на сайте, получить отчеты, чеки и другие подтверждающие документы. Например, фонд «Живи, малыш» запустил Telegram-бот, позволяющий проверить регистрацию и верификацию выбранной НКО, регулярность предоставления отчетности, а также убедиться, что счета, используемые для сбора денег, принадлежат организации, а не физическому лицу.

Люди по-прежнему готовы помогать нуждающимся и ищут удобные способы взаимодействия с благотворительными фондами

Почему россиянам неудобно делать пожертвования

Из всех существующих приложений для пожертвований в России доступны лишь единицы. В основном это международные проекты, например Meal for Charity (благотворительный аукцион встреч со знаменитостями), Share the Mile (приложение от Всемирной продовольственной программы ООН, позволяющее оплачивать обеды голодающих людей по всему миру). Но после введения санкций, лишивших россиян PayPal, Google Pay и Apple Pay, пользоваться ими стало проблематично.

Пострадали и отечественные проекты. Так, по данным сервиса интернет-эквайринга CloudPayments, из-за отсутствия доступа к популярным платежным системам фонд помощи тяжелобольным детям «Подари жизнь» всего за две недели марта недополучил около 1,5 тыс. переводов на сумму 3 млн рублей. Кроме того, были аннулированы 10% подписок на регулярные пожертвования, что увеличило ущерб, причиненный проекту, еще на 1,5 млн рублей.

Менеджер по работе с частными благотворителями фонда «Нужна помощь» Алена Удаленкова рассказывает, что зачастую списания не проходят из-за отсутствия средств на карте благотворителей. После введения санкций люди начали обналичивать деньги или открывать карты «МИР» и переводить все сбережения на них. Некоторые россияне, регулярно занимающиеся благотворительной деятельностью, уехали из страны и столкнулись с невозможностью отправить деньги на российский счет, так как фонды, получающие финансирование из-за границы, рискуют быть признанными иностранными агентами.

Как сделать пожертвования удобными

Чтобы не допустить ситуаций, когда люди хотят сделать пожертвование, но отказываются от этой затеи из-за банального неудобства, НКО необходимо позаботиться о возможности быстрого перевода денег со смартфона. Это подтверждают результаты исследования платформы открытых данных о социальных проблемах России «Если быть точным». В то время как более половины некоммерческих организаций заметили сокращение объемов пожертвований в 2022 году, число пользователей платформы для размещения российских благотворительных проектов Tooba, приложение которой можно установить на смартфон, увеличилось на 68%. Это значит, что люди по-прежнему готовы помогать нуждающимся и находятся в поиске удобного способа взаимодействия с фондами.

Существуют и другие платформы, объединяющие НКО. Например, проект о грамотной благотворительности +1Люди. Или сервис для добрых дел Добро Mail.ru. Такие платформы не только упрощают финансовую поддержку благотворительных проектов, но и повышают доверие к ним. В процессе регистрации фонды проходят проверку, что исключает риск отправки денег мошенникам. Но есть и минус: зайдя на платформу, пользователь видит сотни организаций, и небольшие, но важные проекты могут просто потеряться на фоне крупных и известных.

Выходом из этой ситуации может стать разработка собственного мобильного приложения, но, к сожалению, не у каждой НКО есть средства для этого. Так, Анастасия Черепанова, директор фонда «Жизнь как чудо», отметила, что ее команда состоит всего из 12 человек. При этом фонд одновременно помогает более 760 семьям. Поэтому некоммерческие организации нуждаются не только в финансовой помощи, но и в безвозмездной поддержке профессионалов: разработчиков, маркетологов, дизайнеров, фотографов, редакторов и т. д. Для интеллектуального волонтерства есть специальные платформы, например ProCharity, Теплица социальных технологий, Todogood.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева