Как метавселенные изменят рабочие процессы

Почти половина сотрудников компаний (44%) готовы работать в метавселенных и считают, что это повысит их производительность. Однако почти столько же служащих говорят, что их работодатели не обладают знаниями и опытом, необходимыми для организации работы в новом формате. Plus-one.ru разбирался, как появление метавселенных повлияет на рабочие процессы и какие проблемы могут при этом возникнуть.

Метавселенная — это совместно используемое виртуальное пространство, объединяющее в себе элементы физической и виртуальной реальности. Доступ к ней можно получить с устройства любого типа — от планшета до шлемов виртуальной реальности.

Сейчас концепция метавселенной только развивается. Но в исследовательской компании Gartner прогнозируют, что в 2026 году 25% жителей планеты будут как минимум час проводить в метамире: совершать покупки, общаться, развлекаться, учиться и работать. Метавселенная не принадлежит одному владельцу, ее экономика независима и функционирует при помощи криптовалют и NFT (Non-Fungible Token, цифровой сертификат, подтверждающий право на владение уникальным объектом). Существование метавселенной поддерживается в том числе такими технологиями, как виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность, Интернет вещей (IoT), 5G, искусственный интеллект. Заметное влияние на формирование метавселенных оказывают устройства виртуальной реальности и игровая индустрия, пояснил Plus-one.ru директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ) Алексей Каленчук.

1. Сотрудники смогут работать удаленно с ощущением присутствия на рабочем месте

Эксперты в сфере высоких технологий заговорили о том, что метавселенные изменят привычный способ работы. На смену видеосозвонам на платформе Zoom, популярным сегодня, придут встречи в виртуальном пространстве. У людей появится ощущение, что они физически находятся рядом. При помощи специальных перчаток они смогут «прикасаться» к своим разработкам или создаваемым товарам, а в свободное время — общаться, играя в виртуальный боулинг или стоя рядом с воображаемым кулером с водой.

Первые разработки для совместной работы людей в виртуальной среде уже появились. Так, в технологической корпорации Nvidia изобрели платформу для трехмерного моделирования в режиме реального времени Omniverse. Решение предназначено для архитекторов, проектировщиков, строителей, промышленников, журналистов, издателей, продюсеров, музыкантов, разработчиков игр и многих других. Оно позволяет коллегам делиться друг с другом физически корректными реалистичными изображениями разрабатываемых объектов. В компании Microsoft развивают платформу Microsoft Mesh, которая дает возможность сотрудникам компаний встречаться в виртуальном пространстве, делиться идеями, создавать контент.

Свой сервис с элементами виртуальной реальности Horizon Workrooms создает компания Meta (ранее Facebook). Это пространство для совместной удаленной работы, подключиться к которому можно с помощью ноутбука, компьютера или разрабатываемого компанией портативного автономного VR-шлема Oculus Quest. Пока доступна бета-версия Horizon Workrooms. Существуют и другие платформы с элементами VR для совместной работы — например, AltspaceVR и VRChat. Кроме того, новые технологии интегрируются с традиционными. Так, в прошлом году в Meta пообещали, что пользователи Horizon Workrooms смогут прямо из виртуальной рабочей комнаты подключаться к видеовстречам Zoom Meetings и работать с доской для заметок Zoom Whiteboard.

«Ключевое преимущество таких решений заключается в том, что они позволяют видеть движения тела, головы и рук собеседника, — объяснил Plus-one.ru Алексей Каленчук. — Пока существуют ограничения, связанные с переносом эмоций в виртуальную реальность. Но в новых устройствах постепенно появляется необходимый для этого функционал на основе таких технологий, как трекинг глаз и отслеживание мышц на лице».

2. Метавселенные будут способствовать созданию новых рабочих мест

Специалисты считают, что развитие метавселенных приведет к появлению новых профессий. «На первом этапе среды, создающие эффект присутствия, потребуют большого количества создателей контента, архитекторов виртуальных пространств, а также людей, которые могли бы кастомизировать аватаров, — прогнозирует Алексей Каленчук. — Нужны будут 3D-художники и разработчики игр, способные создавать интерактивные пространства».

Аяна Архипецкая из Maff Metaverse отмечает, что спрос на дизайнеров 3D-объектов в метавселенных есть уже сегодня. Востребованы и юристы, специализирующиеся на метавселенных, и программисты, которые умеют работать со смарт-контрактами — алгоритмами, которые обеспечивают соблюдение заранее оговоренных условий договора подписавшими его сторонами. «Мы в Maff Metaverse создаем специальные курсы, чтобы таких специалистов обучить», — рассказала эксперт. Западные рекрутинговые агентства, по ее словам, сейчас ищут организаторов мероприятий, риелторов, создателей контента для метавселенных. А в будущем появятся такие профессии, как менеджер по безопасности в метавселенных, исследователь метавселенных, разработчик экосистем.

3. Метавселенные позволят нанимать и обучать сотрудников без их личного присутствия

Предполагается, что возможности метавселенных будут использоваться для обучения сотрудников. Благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности работники предприятий смогут узнавать о том, как работать со сложным оборудованием, а работники складов — как правильно упаковывать коробки. Уже сейчас Accenture, Walmart и Bank of America проводят тренинги для своих работников в виртуальных средах. Например, сотрудники банка с помощью VR-технологий учатся вести сложные переговоры, внимательно слушать клиентов и правильно реагировать на их запросы.

Собеседования с кандидатами на работу будут также проводиться в метавселенных. Это значит, что у аватаров соискателей должна быть подходящая цифровая одежда.

4. Метавселенные обострят уже существующие проблемы конфиденциальности

Перенос корпоративных коммуникаций в метавселенную даст руководству компаний возможность следить за сотрудниками в рабочее время. На гарнитуре может быть включена функция отслеживания взгляда. Если же руководитель проанализирует данные о температуре тела или о частоте сердечных сокращений со смарт-часов подчиненного, он сможет понять, в каком эмоциональном состоянии находится работник, считает Курт Опсал, главный юрисконсульт американской правозащитной организации Electronic Frontier Foundation. Кроме того, появятся специальные инструменты, которые будут информировать, как ведут себя сотрудники во время деловых встреч.

Алексей Каленчук уверен, что ответственность за защиту персональных данных в метавселенных должна лежать на разработчиках и органах госвласти. По мнению Курта Опсала, использование такой информации в служебных целях, с одной стороны, поможет мотивировать сотрудников лучше работать, с другой — может стать причиной манипуляций. Эксперт предупреждает, что метавселенные позволят компаниям следить за сотрудниками.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва