EdTech — это образовательные технологии, делающие процесс получения знаний доступнее и удобнее. Благодаря им появились онлайн-занятия и гибридное обучение (когда одни студенты сидят в аудитории, а другие присоединяются к ним при помощи видеотрансляции). По прогнозу аналитической компании HolonIQ, с 2020-го по 2030-й глобальный рынок цифрового образования вырастет с 6,5 до 10 трлн долларов. Plus-one.ru разбирался, какие тренды EdTech актуальны в 2022 году.
Наиболее востребованными направлениями современного EdTech стали программирование, data science (обработка массивов данных с использованием алгоритмов машинного обучения и других сложных методов), аналитика, видеомонтаж, SEO (поисковая оптимизация сайтов), UX-дизайн (проектирование пользовательских интерфейсов). Работодатели все охотнее нанимают универсальных специалистов, владеющих навыками нескольких смежных специальностей. Это сокращает расходы на персонал без ущерба для бизнеса.
Кроме того, повысился спрос на ускоренное и недорогое обучение. Такие курсы помогают быстро найти новую работу или подработку в период кризиса. Новые реалии изменили и формат подачи контента: к примеру, онлайн-вебинаров стало куда больше. Причин этому несколько. Во-первых, информация быстро устаревает. Во-вторых, некоторые эксперты уехали за рубеж. В свою очередь, из-за ускоренного обучения студентам может потребоваться помощь с освоением большого объема информации.
Программы ДПО делятся на два вида:
Повышение квалификации — получение новых знаний и навыков в уже знакомой области. Непрерывное обучение (lifelong learning) — главный тренд XXI века. Еще 30-40 лет назад можно было получить специальность и пользоваться накопленными знаниями десятилетиями и даже всю жизнь. Сейчас информация так быстро устаревает, что пришлось ввести специальный термин — период полураспада знаний. Например, для инженера он составляет от двух до пяти лет, а для маркетолога и SEO-специалиста — не более полугода. Это делает lifelong learning не просто тягой к знаниям, а необходимостью. Причиной развития тренда непрерывного обучения стал не только технологический прогресс, но и доступность онлайн-образования. EdTech позволяет учиться в свободное от работы время, ведь включить ноутбук проще и быстрее, чем ехать на офлайн-курсы. Кроме того, многие онлайн-программы дешевле, чем занятия в стенах образовательных учреждений.
Профессиональная переподготовка — получение новой специальности или квалификации. Длительность таких программ составляет не менее 250 академических часов, а после завершения обучения нужно пройти аттестацию, чтобы получить диплом. Сергей Попков, сооснователь образовательной платформы Skillbox, отмечает, что все больше выпускников хотят освоить новую профессию. Иногда это желание возникает и у людей с внушительным трудовым стажем. Так, 5% клиентов Skillbox, получивших профессиональную переподготовку, старше 45 лет.
Современные проекты EdTech ориентированы на обучение зумеров — тех, кому сейчас от 10 до 25 лет. Это выражается в креативном подходе, удобстве интерфейса, использовании геймификации — игровой формы подачи материала — и возможности выбора. Выбирать можно не только образовательную платформу, но и формат занятий — в режиме реального времени или просмотр записей. Как отмечает Даниил Дарвин, основатель онлайн-школы «Вебиум», 90% учеников предпочитают последний вариант. А еще к проведению занятий привлекают звездных экспертов.
Дистанционный формат обучения позволяет не только подготовиться к школе, но и получить полноценное образование. Для этого лучше выбирать учреждения с лицензией. EdTech уделяет внимание и развитию творческих способностей: до конца 2022 года в России откроют 32 школы креативных технологий. В них дети 12-17 лет смогут заниматься дизайном, анимацией, звукорежиссурой, работой с дополненной реальностью и другими проектами, создаваемыми на стыке цифровых инструментов и искусства.
Глобальная задача EdTech — сделать детское образование доступнее. В сентябре 2020 года учебный год начали лишь 16% школьников по всему миру, а в сентябре 2021 года — 35%. Всего за эти два года школы были закрыты 18 недель, то есть более половины времени, выделенного на прохождение образовательных программ.
Эта проблема актуальна даже для развитых стран Европы и Северной Америки. Электронное обучение призвано упростить доступ к знаниям, но есть один нюанс: не все семьи имеют компьютер и доступ в интернет. Альтернативой становится трансляция записей уроков по телевидению (например, так делают в штате Арканзас на юге США), а также адаптирование онлайн-занятий к использованию смартфонов и мобильного интернета вместо компьютеров и Wi-Fi.
Студенты стали требовательнее к качеству образовательных продуктов. На первый план вышли организация процессов, сопровождение, обратная связь. Аудитория ждет не просто курс, а образовательную экосистему с комфортной цифровой средой и сообществом, где всегда поддержат и ответят на возникшие вопросы.
«Сухая» информация потеряла ценность — ее легко найти в интернете. Большинство студентов готовы платить лишь за экспертный контент со ссылками на результаты исследований и первоисточники. А чтобы выделиться среди тысяч конкурентов, онлайн-школы экспериментируют с подачей материала. Одни из самых популярных подходов: сторителлинг (использование формата историй для достижения образовательных целей), геймификация (игровые техники), интерактивное обучение (студенты взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом).
Это проектирование образовательных программ на основе исследований, результатов аналитики, тестов, опросов и других данных. Data-driven design позволяет оценивать качество уже созданного контента, его соответствие ожиданиям пользователей, прогресс людей, которые прошли курс до конца. На основе этих данных компании создают новые продукты и дорабатывают старые.
Процесс сбора данных для data-driven design можно частично автоматизировать. Так, онлайн-платформа Skillbox запустила виртуального помощника методиста. Он не стал заменой реальным сотрудникам, но взял на себя рутину и расширил возможности для исследования сильных и слабых сторон онлайн-курсов. Сервис фиксирует время прохождения модулей, количество попыток выполнить урок, отношение учеников к продукту и так далее.
Персонализация — это не только возможность просматривать записи лекций в любое время суток, но и развитие педагогических методик, в частности тьюторства. Тьютором называют человека, который помогает:
правильно выбрать образовательный продукт, чтобы применить полученные знания на практике, а не скупить десяток курсов и потерять к ним интерес после первой лекции
определиться с уровнем сложности материала, а не начинать изучать программирование «с конца»
адаптироваться к дистанционному формату обучения, при котором часто не хватает живого общения
осознать ценность знаний, сохранить мотивацию, не поддаться лени и прокрастинации
При этом тьютор не заменяет репетитора, коуча и психолога. Он лишь направляет студента, помогая ему самостоятельно справиться с возникшими трудностями.
Илья Паршин, гендиректор платформы дистанционного образования для школьников «Учи.ру», отметил, что «гибкие навыки» стали называть «компетенциями XXI века». Речь идет о развитии креативности, эмоционального интеллекта, коммуникабельности, критического мышления, управления стрессом, самоанализа и так далее.
Современные платформы онлайн-образования предлагают курсы soft skills для детей, подростков и взрослых, руководителей и рядовых сотрудников. Есть и более узкие темы, например «Искусство управлять конфликтом», «Успешная самопрезентация», «Ораторское мастерство и харизма».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева