12 фактов о грамотности и образовании

24 января отмечается Международный день образования, установленный ООН в 2018 году. Обеспечение качественного образования для всех — Цель четвертая в списке 17 Целей устойчивого развития ООН. И, как оказалось, одна из самых труднодостижимых. Мировое образование переживало кризис еще до пандемии, о чем свидетельствует доклад ЮНЕСКО, опубликованный в 2019 году. Согласно свежему отчету ЮНИСЕФ, из-за ковидных ограничений ситуация стала катастрофической.

1

Образование — одно из базовых прав, закрепленных в 26-й статье Всеобщей декларации прав человека. Согласно документу, образование должно быть бесплатным, по крайней мере начальное и общее. Начальное образование должно быть обязательным. А государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались обеспечить общедоступность и высшего образования.

2

Еще до пандемии мировая система образования переживала глобальный кризис: 56% детей младшего и 61% старшего школьного возраста (суммарно 617 млн детей и подростков) не умели читать и считать. Главной причиной такого положения дел в ЮНЕСКО называли отсутствие возможности у многих детей ходить в школу.

3

Доля детей, учившихся в начальной школе, перед началом пандемии достигала 91%. При этом у 64 млн детей младшего школьного возраста не было доступа к образованию.

Сколько детей не получают образования

4

34 млн человек, а это больше половины всех детей младшего школьного возраста, не обеспеченных начальным образованием, живут в странах Африки к югу от Сахары.

5

Другие показатели доступности образования еще более удручающие: младшим средним образованием не охвачены 16 % (61 млн) детей, а старшим средним — 36 % (138 млн). Каждый пятый ребенок от шести до 17 лет не ходит в школу, а каждый третий ребенок младшего возраста не получает дошкольного образования.

6

Серьезные проблемы существуют с равенством доступа мальчиков и девочек к образованию, причем на всех его уровнях. Примерно треть развивающихся стран не достигли гендерного паритета в сфере начального образования. В Центральной Азии среди детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, на 27 % больше девочек, чем мальчиков.

Страны с самым сильным гендерным неравенством в образовании

7

Самый серьезный гендерный разрыв в обеспечении начальным образованием — в Анголе, Южном Судане и Чаде: там в начальных классах на четырех мальчиков приходится по три девочки. На более высоких уровнях образования степень гендерного неравенства еще сильнее. Так, в Афганистане, Центральноафриканской Республике и Гвинее у мальчиков почти вдвое больше шансов поступить в среднюю школу, чем у девочек.

8

Перед пандемией во всем мире неграмотными оставались 750 млн взрослых. Почти половина из них — жители Центральной и Южной Азии, более четверти — население стран Африки южнее Сахары. Две трети неграмотных взрослых — женщины.

9

Из-за коронавирусных локдаунов более 1,6 млрд детей и подростков полностью или частично перестали ходить в школы. С начала учебного года в сентябре 2020 года в школы пошли лишь 16% учащихся по всему миру, в сентябре 2021-го — 35%. Всего в 2020-м и 2021-м годах школы были закрыты 18 недель — половину учебного года.

10

Каждый дополнительный год школьного образования увеличивает будущий заработок на 20%. Из-за ковидных ограничений, препятствующих получению образования, нынешние школьники рискуют лишиться $17 трлн дохода во взрослой жизни. Это 14% текущего мирового ВВП — колоссальный экономический ущерб.

11

Дистанционное обучение — роскошь, которую могут позволить себе учащиеся лишь из развитых регионов планеты. Менее 35% всех школьников обеспечены доступом к интернету из дома, а у 1,3 млрд детей и подростков до сих пор его нет.

12

Ситуация не улучшится, пока сектор образования не получит поддержки. На преодоление мирового коронакризиса в общей сложности было направлено $16 трлн. Лишь $467 млрд (менее 3%) из них были вложены в сферу образования. При этом 97% ушло на проекты поддержки в наиболее развитых регионах мира, где ситуация не так плачевна, как в остальном мире.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов

Инфографики

Константин Чернов